ghost
Остальное

Плата за сверхприбыль: для кого правительство увеличит налоги?

Фото: Константин Кокошкин / Global Look Press
23 июня, 2022

Министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая на заседании бюджетного комитета Госдумы, заявил, что налоговая система страны не является незыблемой. По словам главы ведомства, увеличение или уменьшение ставок будет зависеть от «задач текущего дня». Разбираемся, для кого государство готовит ужесточение налогообложения.

  • Глава Минфина допускает изменение налоговых ставок для отдельных сфер бизнеса
  • Правительство планирует взыскать в 2022 году дополнительный налог с «Газпрома» в размере 416 миллиардов рублей
  • «Газпром» готовился выплатить рекордные дивиденды по итогам 2021 года
  • Повышение налоговых ставок может коснуться металлургии и сверхбогатых людей

Финансовый бандитизм властей

В апреле впервые за четыре месяца текущего года был зафиксирован дефицит федерального бюджета. Доходы не поспели за расходами на 262 миллиарда рублей. В это же время по итогам января – мая государственная казна все еще демонстрирует профицит в размере почти полутора триллиона рублей.

Тем не менее подсчеты министра финансов Антона Силуанова говорят о том, что расходы бюджета к концу года увеличатся на 3 триллиона рублей в сравнении с ранее запланированными.

Рост издержек казны на ведение войны и преодоление последствий экономических санкций Запада будут компенсировать за счет увеличения налогов. Такие сигналы уже идут от главы Минфина. Так, Силуанов заявил, что налоговая политика страны не является незыблемой, а ставки в той или иной сфере будут зависеть от «задач текущего дня».

Таким подходом не довольны даже в провластных кругах. Например, глава Счетной палаты Андрей Кудрин считает, что это негативно скажется на бизнесе.

«Если мы сегодня имеем неопределенность в части налоговых ставок, тогда это снижает инвестиционные стимулы», – отметил Кудрин, выступая на бюджетном комитете Госдумы.

Экономист, предприниматель и аналитик Дмитрий Потапенко политику налогообложения властей называет «финансовым бандитизмом».

«Все то, что подразумевает наша власть под инвестициями, – это по своей сути финансовый бандитизм. Сначала отбирается все возможное в так называемое наполнение бюджета. А потом власти совершенно спокойно артикулируют, что еще нужно построить дороги, детские сады и все остальное. Тогда возникает вопрос: на что же вы собирали то, что называется налогами?» – спрашивает Потапенко.

В ближайшее время рост налогов мы сможем увидеть в газовых и металлургической отраслях, предрекают экономисты.

«Налоги будут расти в сфере добычи полезных ископаемых (нефтянка, металлургия и т. д.), потому что бюджет как-то нужно наполнять, себя любимых нужно обеспечивать, естественно под лозунгом, что это все пойдет на пользу народа», – делает прогнозы аналитик Дмитрий Потапенко.

Возможную дополнительную налоговою нагрузку на сферу добычи полезных ископаемых экономист и предприниматель Дмитрий Некрасов объясняет ее высокой рентабельностью.

«Заведомо рентабельность отраслей неравномерна. Там, где есть большая разница между себестоимостью и мировой ценой, в принципе, логично ввести дополнительный НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых, – ред.) и изымать эту разницу. Это давняя идея. Раньше ей противились лоббисты. Но она логична и, скорее всего, в ближайшее время будет реализована», – объясняет Некрасов.

Также он прогнозирует рост прогрессивного налогообложения доходов. Сверхбогатых заставят платить в казну намного больше. С такими инициативами депутаты выступают еще с января.

Первым «раскулачат» «Газпром»

За первые пять месяцев текущего года федеральный бюджет получил от нефтегазовой отрасли свыше 5,5 триллиона рублей. В мае экспортная пошлина и НДПИ на нефть принесли казне 873,7 миллиарда рублей. С тех же налогов на газ поступило 304,8 миллиарда рублей.

Нефть приносит бюджету больше средств, чем газ, в том числе из-за более высоких налоговых ставок на прибыль от продажи этого углеводорода, говорят экономисты.

«По большому счету фактически вся налоговая нагрузка на природные ископаемые ложится на нефть. Она дает 90% налоговых поступлений от этой отрасли. Государство забирает около 75% – 80% от выручки нефтяной компании. Практически все доходы от нефти забирает государство. Нефтяной компании достается немного», – объясняет экономист и предприниматель Дмитрий Некрасов.

Такой же сценарий налогообложения, видимо, скоро ожидает и газовую сферу. Тем более цены на европейском рынке на голубое топлива значительно выросли после сокращения поставок «Газпромом» по трубопроводу «Северный поток-1». Цены на газ на нидерландской бирже ICE Futures на данный момент почти достигают планки 1500 долларов за тысячу кубометров.

В СМИ уже появилась информация о подготовленных правительством поправках к Налоговому кодексу, которые предусматривает в 2022 году дополнительное взыскание НДПИ с «Газпрома» в размере 416 миллиардов долларов.

Примечательно, что компания планировала выплатить по итогам 2021 года рекордные дивиденды на общую сумму 1,24 триллиона рублей. Новый налог может скорректировать прибыль акционеров, однако не существенно, уверены экономисты.

«Своих людей обидеть нельзя. Выплаты для тех, кто сидит в “Газпроме”, маловероятно будут снижены или будут снижены не существенно. Чисто для паблисити», – считает аналитик Дмитрий Потапенко.

В это же время цена на акции «Газпрома» на Мосбирже пошла вниз и остановилась на планке 293 рублей за бумагу.

Неприкосновенная IT-сфера

В условиях международных санкций многие IT-гиганты покинули российский рынок или же частично приостановили свою деятельность на нем. Чтобы такая важная сфера для развития современной экономике не канула в Лету на пространстве РФ, правительство ввело ряд преференций для этого бизнес. В частности, и нулевые налоговые ставки на прибыль.

Экономисты уверены, что для IT-сферы в России будут сохранены льготные условия предпринимательства.

«У сферы IT, которая по сути дела обслуживает весь государственный сектор с точки зрения данных, сейчас весьма неплохие преференции. Я думаю, что они будут сохранены именно по причине того, что нельзя допустить утечку информации персональных данных самих чиновников и их ближайшего окружения», – рассуждает аналитик Дмитрий Потапенко.

Цена войны

Экономисты уверены, что пока существенное повышения налоговых ставок грозит только отрасли добычи полезных ископаемых и сверхбогатым людям. В то время, когда будут сохраняться высокие цены на энергоносители, Налоговый кодекс вряд ли ожидает большое количество поправок.

«Пока война достаточно дешево обходится бюджету. Пока бюджет профицитен. При текущих ценах на нефть нет необходимости в резком изменение налоговой политике. Если цены на нефть упадут, то это может повлиять на ситуацию», – уточняет экономист Дмитрий Некрасов.

Сегодня мировые цены на энергоносители позволяют российским властям вести войну с минимальными издержками для федерального бюджета. Однако ситуация может в корне поменяться. Лишившись сверхдоходов от нефтегазовой отрасльи государство нагрянет с повышением налогов и в другие сферы, чтобы хоть как-то закрыть дыры в казне.