«“Газпром”! Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось», — писал поэт. Или нет? Или я что-то перепутал? Ну даже если и перепутал, то не очень сильно. Ибо роль «Газпрома» в идеологии правящей в России так называемой элиты, по меньшей мере, сакральна! Публичное акционерное общество «Газпром» является российской транснациональной энергетической корпорацией, половина акций которой принадлежит государству.
Доля «Газпрома» составляет 16% в мировых запасах газа и 71% — в российских. По добычи газа на «Газпром» приходится 12% мировой и 68% российской добычи. Занимает 17-е место в списке крупнейших энергетических компаний по версии S&P Global Platts. По данным Forbes Global 2000, в 2021 году «Газпром» занял 49-е место среди крупнейших компаний мира. Кроме того, по состоянию на 2021 год компании принадлежала крупнейшая в мире газотранспортная система, протяженность которой составляет 175,2 тыс. километров. В 2021 году «Газпром» добыл, согласно официальным данным, 514,8 млрд кубометров газа. Из них 185,1 было экспортировано в страны так называемого «дальнего зарубежья», а 257,8 млрд кубометров поставлено на внутренний рынок. В 2021 году «Газпром» поставлял газ более чем в 30 стран мира. На Европу в 2021 пришлось более 120 млрд кубометров газа. Крупнейшими покупателями российского газа в Европе были Германия, Италия, Нидерланды, Венгрия и Польша. «Газпром» являлся одним из основных доноров российского бюджета. За 2021 год его чистая прибыль составила около 2,1 трлн рублей.
Однако после начала полномасштабного вторжения в Украину ситуация с «Газпромом» начала радикально меняться. В ответ на шесть пакетов санкций ЕС, введенных по состоянию на начало июня, руководство России предприняло достаточно странные шаги в виде контрсанкций, резко ограничивающих поставки газа в Европу. «Газпром» разорвал контракты на поставку газа в ряд стран, включая Финляндию, Болгарию и Польшу. Кроме официальных ограничений поставок, под различными техническими предлогами, «Газпром» начал ограничивать поставки практически по всем газопроводам, ведущим в Европу. В результате объем ежедневных прокачек газа в Европу сократился с 400 млн кубометров в день до приблизительно 100. Известный аналитик нефтегазового рынка Михаил Крутихин назвал эти действия газовой войной России против ЕС. «Это война. Война в которой говорится, т. е. “ребята, вы без нашего газа замерзнете! Мы вот вам демонстрируем, что вы не справитесь, у вас будет катастрофа”, — отмечает эксперт. —»В топку войны между Россией и всем цивилизованным миром брошено даже такое национальное достояние, как “Газпром”».
В то же время ряд стран со своей стороны уже наложили, в том или ином виде, санкции на «Газпром». Первый удар нанесла Германия, власти которой 4 апреля заявили о временной национализации немецкого подразделения «Газпрома» — холдинга Gazprom Germania, который перейдет под управление немецкого энергетического регулятора до 30 сентября. В ответ Россия 11 мая ввела санкции против холдинга Gazprom Germania и всех его «дочек».
7 июня санкции на «Газпром» были наложены правительством Новой Зеландии. Министр иностранных дел страны Наная Кибелл Махута заявила следующее: «Крупнейшая российская компания и десятки военно-промышленных корпораций, попавших сегодня под санкции, играют решающую роль в разжигании незаконной и ничем не спровоцированной войны в Украине. Одной из них является “Газпром”, крупнейшая российская компания и ключевой источник экспортных доходов России за счет продажи газа».
8 июня санкции против российской нефтяной, газовой и химической промышленности ввела Канада. «Объявленные сегодня меры усиливают давление на президента Путина с целью немедленного вывода своих войск с украинской земли. Канада твердо верит, что украинцы заслуживают жить в мире, и призывает российское руководство прекратить бессмысленную войну», — говорится в заявлении МИДа страны.
27 июня о полном запрете на импорт российского природного газа объявило руководство Литвы.
Тем не менее на уровне ЕС решение о введение санкций против «Газпрома» не принимается. И это несмотря на то, что Польша ставила этот вопрос и при рассмотрении 6-го пакета санкций, который был введен 3 июня, и ставит сейчас, при подготовке 7-го пакета. Основной причиной этого, по мнению Михаила Крутихина, является категорическое нежелание ряда стран, входящих в ЕС, и, в первую очередь, Венгрии. В то же время эксперт отмечает, что российское руководство само вводит эти санкции, считая, что таким образом они нанесут вред Европе. Как считает российский экономист и предприниматель Дмитрий Некрасов, эти действия руководства «Газпрома» являются для них логичными. «Они полагают, что, сыграв на опережение, смогут поставить экономику Европы, и в первую очередь Германии, в очень сложное положение, и тем самым заставить их существенно ослабить или совсем прекратить поддержку Украины. Особенно учитывая сложившиеся цены на газ на европейских хабах», — высказывает свое мнение экономист. Чем на самом деле обернется «газовая война» России и Европы, неясно, как всегда бывает на войне. Тем не менее первые залпы в ней сделаны и каждая из сторон готовится к продолжению противостояния. Так, Германия приступила к строительству четырех СПГ-терминалов для приема сжиженного природного газа, а также намерена арендовать готовые плавучие. Причем, согласно сообщению в еженедельнике Der Spiegel, не исключается вариант использования немецкой части газопровода «Северный поток — 2» для подключения плавучих СПГ-терминалов к газотранспортной сети Германии. Сжиженный газ начал поступать и в Болгарию через греческий терминал.
Таким образом, несмотря на то, что формально санкции на «Газпром» со стороны Евросоюза не наложены, идет активный процесс подготовки стран Европы к полному отказу от сотрудничества с российским газовым монополистом. Готов ли к этому сам «Газпром»? Ведь потеря европейского рынка будет означать для компании потерю двух третьих всего экспорта. А быстро перенаправить эти потоки на другие рынки просто невозможно. Для этого необходимо не только наличие покупателей как таковых, но и создание специальной логистической инфраструктуры в виде газопроводов или наличие флота газовозов и терминалов для сжижения газа, которыми на сегодня «Газпром» не располагает. Для этого нужно как минимум несколько лет, что бы там не заявлял Путин на Петербургском экономическом форуме.
Как считает Михаил Крутихин, руководство России в своей авантюрной политики само, собственными руками, сжигает свой мощнейший актив — корпорацию «Газпром». Очень сомнительно, что потеряв европейский рынок, «Газпром» когда-либо в будущем сможет на него вернуться. «В пылу борьбы они жертвуют ферзем», — говорит эксперт.
К сожалению, война — и горячая война на фронтах Украины, и «холодная», экономическая, в бизнес-пространстве — продолжается, и конца ей не видно. Оба эти вида войны крайне разрушительно действуют на экономику всех участников конфликта. Ждет ли Россию «гибель “Газпрома”»? Формально нет, так как добывать газ, продавать его внутри страны, перерабатывать и немножко экспортировать в те страны, которые не отказываются его покупать (Китай, например), «Газпром» будет. Но останется ли он при этом донором российского бюджета? Весьма сомнительно. В 2020 году, на фоне экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19, сопровождавшегося резким падением спроса и цен на энергоносители, включая газ, доходы «Газпрома» и чистая прибыль резко падали. Падала и добыча. Очевидно, что такой же эффект, только в еще более катастрофической форме, ждет «Газпром» и сейчас. Будет сворачиваться добыча на более старых месторождениях, где запасы газа уже сильно упали и добыча требует дополнительных затрат. Будут значительно сокращены геологоразведочные работы в целях экономии средств. Россия втягивается в изнурительную затяжную войну не только с Украиной, но и со всем демократическим миром, что неизбежно закончится ее поражением. У мира просто не остается вариантов!