Помните Сергея Жамнова, опера «убойного» отдела из сериала «Ментовские войны — 4»? Он появляется там после выхода из «Крестов». Если не помните, это не страшно. Я тоже не помню. Однако в жизни у этого персонажа, оказывается, был реальный прототип — Сергей Павлович Умнов. В органах внутренних дел Умнов работал с 1986 года. Начал службу с должности милиционера патрульно-постовой службы Куйбышевского райисполкома Ленинграда. С 1 марта 2012 по 8 февраля 2019 года занимал должность начальника Главного управления МВД России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В 2013-м Умнову присвоено звание генерал-лейтенант полиции. А с 8 февраля 2019 года он назначен помощником министра внутренних дел Российской Федерации. И в «Крестах» он никогда не сидел. Только вот 5 июля 2022 года вдруг был задержан по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем тяжкие последствия, и помещен в ИВС на Петровке, 38.
Как сообщается в пресс-релизе МВД России, «ФСБ России, ГУСБ МВД России и СК России выявлены факты злоупотребления должностными полномочиями сотрудниками ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области». При этом ФСБ задержало не только самого помощника министра внутренних дел Сергея Умнова, но и двух представителей руководства ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти. Формальным поводом к задержанию стали результаты следствия о том, что с 2016 по 2020 год представители руководства главка злоупотребили полномочиями, приобретя на средства фонда «Содействия программам ГУВД СПб и ЛО» имущество для личного использования. Фигурантами дела, кроме Сергея Умнова, стали также начальник УГИБДД ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Алексей Семенов и бывший заместитель начальника регионального главка МВД Иван Абакумов. По делу также проходит в качестве обвиняемой начальник 9-го отдела управления ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Елена Копьева.
Как сообщил несколько позже Интерфакс, «в Басманный районный суд Москвы поступили материалы по ходатайству ГСУ СК РФ об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении Умнова Сергея Павловича, Копьевой Елены Викторовны, Семенова Алексея Станиславовича, Абакумова Ивана Васильевича, обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 285 УК РФ». Правда, как только поступили арестные материалы в отношении питерских генералов МВД, Басманный суд оказался «заминированным» посредством звонка по телефону. Впрочем, самих генералов в суд на тот момент еще не привезли.
По состоянию на утро 7 июля, Басманный суд удовлетворил ходатайство следствия об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу сроком на два месяца до 5 сентября для всех фигурантов дела, включая и Сергея Умнова. При этом само судебное заседание проходило в закрытом от зрителей и СМИ режиме.
Телеграм-канал «ВЧК-ОГПУ» так охарактеризовал происходящее судебное слушание:
«Генералов МВД решили сажать в тишине
Первой по делу Умнова арестовывать завели Елену Копьеву, она в настоящий момент занимает пост старшего судебного пристава Левобережного отдела службы судебных приставов Невского района Санкт-Петербурга. Именно процесс по ее страже закрыли от журналистов и общественности. Причина: персональные данные обвиняемой и тайна следствия.
Таким образом, общественности не дали услышать фабулу обвинения по делу советника Колокольцева. Официально пока лишь известно о том, что обвинение трем генералам — Умнову, Абакумову, Семенову — предъявлено в злоупотреблении должностными полномочиями с тяжкими последствиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ)».
Телеграм-канал «112» подробно анализирует предысторию нынешних задержаний высокопоставленных сотрудников МВД.
«Сегодняшние обыски у “питерских силовиков” — история о том, как одна липовая мигалка привела к посадке трех генералов.
Началось все осенью 2017 года. Тогда в Ленобласти задержали 25-летнего парня на Rolls Royce, а рядом с его домом на парковке нашли BMW со спецраскраской МЧС и мигалками. Владелец люксового авто — Михаил Баракин — «миллиардер», бизнесмен, вундеркинд, а в подростковом возрасте якобы брал интервью у Жириновского, Патриарха и даже Путина.
На поверку все оказалось не так. Статьи о “миллиардерстве” Баракина, опубликованные в “Фонтанке”, оказались липовыми, а их автор Евгений Вышенков, как выяснилось, — бывший милиционер, судимый за вымогательство, по-простому — за рэкет. Издание журналиста Андрея Константинова выпустила ряд фейковых, заказных публикаций, в которых пыталось представить Баракина как молодого миллиардера и успешного бизнесмена.
А выяснение всех обстоятельств того, как на BMW Баракина оказалась мигалка, привело в итоге к тогдашнему руководству питерского главка МВД – начальнику ГУВД генерал-лейтенанту Сергею Умнову, его заму генерал-майору Ивану Абакумову и начальнику управления ГИБДД генерал-майору Алексею Семенову.
В 2020 году на свет появилось уголовное дело о злоупотреблении должностными полномочиями. В материалах фигурировал “Фонд содействия программам ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти”, в который, по версии следствия, “не совсем добровольно” сдавали деньги коммерсанты. По сути, речь идет о все том же банальном рэкете, но уже под прикрытием высокопоставленных сотрудников МВД.
Генерал Абакумов, помимо прочего, умудрился вляпаться в уголовное дело о подделке больничного (он имел неосторожность отдыхать на море, лежа по документам на больничной койке с гипертоническим кризом). То дело в итоге замяли, хотя попутно у Абакумова нашли много имущества, которое он точно не мог позволить себе даже на генеральское жалованье в системе МВД.
И вот теперь Абакумов задержан, его везут в Москву. ФСБ проводит обыски у Семенова и Умнова. И все трое ближайшие месяцы, скорее всего, проведут по соседству друг с другом — в СИЗО “Лефортово”.
Кстати, у того самого Михаила Баракина пока все хорошо. В середине июня на ПМЭФ он неожиданно появился в одной компании с Филиппом Киркоровым, с которым вместе якобы будет заниматься строительством ТРЦ в Ленинградской области».
Ольга Курносова, оппозиционный общественный деятель, говоря о резонансном деле с генералами МВД, напоминает о нашумевшем в первой половине 80-х годов прошлого века «деле Щелокова», бессменного брежневского министра внутренних дел СССР, занимавшего этот пост с 1968 по 1982 год. Через месяц после смерти Брежнева Николай Щелоков был снят с поста по личному распоряжению Андропова, руководителя КГБ при Брежневе, ставшего после его смерти Генеральным секретарем ЦК КПСС, и ,фактически, главой страны. Щелоков был обвинен в коррупции, которая, действительно, «махровым цветом» процветала в органах МВД. Впрочем, далеко не только там. В итоге он и его жена застрелились или были застрелены. «Борьба ФСБ с МВД, как в эпоху позднего Брежнева борьба КГБ с МВД. Очень вероятно, что за делом Умнова и других питерских генералов МВД последуют какие-то действие в отношении министра внутренних дел Владимира Колокольцева. Чем ближе конец путинской эпохи, тем серьезнее будут драться между собою так называемые башни Кремля», — считает Ольга.
То, что путинская эпоха клонится к своему закату, очевидно. И дело не только в возрасте самого Путина и его камарильи. Хотя автократы в России долго не живут: Брежнев умер в возрасте 76 лет, Сталин — 75. Дело в том, что замешанное на лжи и тотальной коррупции клептократическое правление Путина, вся его «вертикаль власти» настолько прогнила, что не способна к самоочищению. Коррупция проела насквозь не только всю систему управления государством, но и армию, и МВД, и ФСБ вместе с остальными силовыми структурами. И широкомасштабная агрессия против Украины, развернутая Кремлем, только обострила все эти явления. Система, которая ни шатко, ни валко могла еще довольно долго существовать в условиях стабильности и огромного притока нефтедолларов, в режиме форсирования, вызванного военной авантюрой и последовавшими за нею экономическими санкциями демократических стран, окончательно разбалансировалась. Сколько она еще протянет — полгода, год или пару лет, это уже не так важно. Она обречена и рассыплется с большим грохотом. И скандал с арестом высокопоставленных чинов МВД — лишь один из множественных симптомов этого развала.