ghost
Остальное

Как работает пропаганда. Дайджест прошедшей недели

Вячеслав Володин. Фото: Госдума РФ
9 июля, 2022

  • Освещение войны: три факапа подряд
  • Клоунизация пропаганды: на арене цирка Володин с Аляской
  • Как Путин опять всех переиграл… бы. Если бы захотел

Понятно, что военная пропаганда сильно завязана на боевые действия и ситуацию на фронтах. Но часто «живет своей жизнью» — смягчает горечь поражений или раздувает успехи. В этой войне путинская пропаганда всегда была существенно эффективнее путинской армии. Однако в июле механизм дезинформ-машины Кремля начал давать сбои, и она задымила, как авианосец «Адмирал Кузнецов». Что-то явно пошло не так.

Эпизод первый: 1 июля был нанесен ракетный удар по курортному поселку Сергеевка в Одесской области. Убито 20 человек, среди них — дети. Деревянный спикер Конашенков вновь заявил: «Мы не бьем по гражданским целям, а только по военной инфраструктуре и местам обучения наемников». А когда все уже обсуждали удар, а в руинах искали людей, генерал Мизинцев объявил о подготовке Киевом «провокации для обвинения России в гибели гражданских в Одессе». Что доставили иностранных журналистов, чтобы для них «провести инсценировку поражения одного из социальных объектов». Якобы подготовили платную массовку из числа антироссийских активистов, чтоб те изображали убитых и раненых. То есть Мизинцев говорит, что это только будет, а люди уже мертвы. Просто его обслуга спутала время удара, и вся операция информ-прикрытия атаки гражданского объекта пошла коту под хвост.

Эпизод второй: Лавров объявил, что ТЦ в Кременчуге загорелся от детонации иностранных боеприпасов, пораженных российской ракетой на складе рядом с магазином. А камеры наблюдения засняли ракету, летящую точно в ТЦ. Кто такой Лавров и каков его рейтинг доверия, давно уже ясно, но тут он опровергается, что называется, «в одно касание».

Эпизод третий: остров Змеиный. Путинская пропаганда пыталась представить уход войск РФ с острова как «жест доброй воли». Но в это время украинские и мировые СМИ уже показали остров, где российские позиции разнесены в хлам и догорают. Поэтому «жест доброй воли» разошелся на мемы и доставил немало боли сторонникам «СВО».

Но этими провалами в информ-сопровождении войны дело не ограничилось. Наметилась и другая тенденция: угрозы путинских сатрапов выглядят все более оторванными от реальности и просто смешными. Свой вклад здесь внес председатель ГД Вячеслав Володин. В стремлении поднять градус угроз и напряженности, он выдал сакраментальное «отдавай-ка землицу Алясочку, отдавай-ка родимую взад!», как пелось в песне любимой путинской группы «Любэ». Но эффект получился обратный, на следующее заседание Госдумы Володин может смело надеть колпачок с бубенчиками и красный нос на резинке.

А вот и резонансная реплика самого Владимира Путина: «Все должны знать, что мы по большому счету всерьез пока еще ничего не начинали», — заявил он на встрече с лидерами парламентских партий 7 июля. Как это понимать? Убить сотни детей, разрушить жилые кварталы Мариуполя, Киева, Харькова, Северодонецка и многих других городов и сел — Кремль успел. Успел потерять более 30 тыс. солдат убитыми, более 200 самолетов, 187 вертолетов, 1637 танков и множество другой техники. Вопрос: что будет с остальной техникой и живой силой, когда Путин возьмется за дело всерьез? Сколько трупов ему еще не хватает?

Но тут кроме людоедства проступает и слабость Путина. Многие прочитали его реплику как жалкое оправдание гопника, получившего отпор: «Да ладно, я и не начинал по-серьезному». А вообще это старая путинская песня: «Хотели бы догнать Америку — догнали бы», «Хотели бы отравить Навального — отравили бы». Теперь вот: «Хотели бы разгромить Украину — разгромили бы».

Дмитрий Медведев продолжает карьеру треш-ток-блогера. По выдаваемому контенту, он неплохо бы смотрелся колумнистом в красно-коричневой газете «Завтра» году в 1995-м, правда, тогда ему пришлось бы проклясть себя и своего патрона вместе с Собчаком, на которого тот работал. Что же он выдал на этот раз? Блогер Медведев не смог обойти вниманием ситуацию с Борисом Джонсоном. Его отставку он назвал в своем телеграм-канале «закономерным итогом наглости и бездарной политики». Ну, к хамству замглавы Совбеза РФ читатели привыкли. Но вот вопрос: а Медведеву ли вообще рассуждать о нормальной политике? Он же сам игрушечный и ручной — ему ли оценивать настоящих политиков в настоящей политической системе, где есть ответственность и конкуренция? «“Лучшие друзья Украины” уходят. “Перемога” в опасности! Первый пошел…» пропаганда, конечно, оттопталась на отставке Джонсона, маскируя тот момент, что его уход очень вряд ли приведет к смягчению позиции Британии в отношении путинизма. «Если в РФ нет институтов и все зависит только от первого лица, значит и везде так». Угу.

Говорящие головы МО РФ скрежещут по поводу возвращения украинского флага на остров Змеиный, ставший символом украинского сопротивления. Чем они могли на это ответить? Только сказкой об «ударе высокоточными ракетами по острову Змеиный и уничтожении части украинских военных». Меж тем, агентство Reuters и украинские СМИ публикуют фото флага на Змеином, как недавно публиковали столбы дыма после ударов ВСУ по военным складам прокремлевских формирований. А что могут предъявить РИА «Новости» и их окружение? Хоть бы один захудалый пруфлинк…

Конечно, это неполная картина. Были еще победные реляции о выходе войск РФ на «исторические границы (!) ЛНР», и неубедительная попытка изобразить теплый прием Лаврова на G20, но это не отменяет главного впечатления — в пропаганде что-то сломалось. Не будем спешить с выводами и посмотрим дальше — возможно, тенденция, которую мы наблюдаем с начала месяца, получит продолжение, и эта череда информационных факапов неслучайна.