Александра Гармажапова, сооснователь и президент фонда «Свободная Бурятия», сообщила, что в Бурятию за последнее время вернулось около 500 контрактников, все они написали отказ от участия в войне в Украине. Вчера в улан-удэнском аэропорту приземлился самолет со 150 военнослужащими, которые расторгли контракт с армией.
Об этом Александра сообщила во время интервью украинскому каналу «Грошi».
«Сегодня в Бурятии наконец-то приземлился самолет, в котором было около 150 военнослужащих. Это военнослужащие, которые расторгли контракт с Минобороны. Они очень долго добирались до дома. Почему это произошло? Вы недавно могли видеть обращение жен военнослужащих из Бурятии, которые просили заменить их мужей на других мужчин и вернуть их на родину. На самом деле они использовали такую формулировку в рамках военной цензуры. На момент записи видео их мужья уже написали рапорты о расторжении контракта. Но получилось так, что после появления их видеообращения в сети, автобус с этими мужчинами, которые уже ехали домой, развернули и их снова отправила на территорию, оккупированную в Украине, и оставили там еще на 10 дней. И вот вчера, сегодня начали прилетать самолеты, и там уже есть те, кто отказался. Суммарно через нас прошло около 500 человек. Это все люди, которые говорят, что они не хотят воевать, что они не понимают, что они там делают», — сказала Александра Гармажапова.
Фонд «Свободная Бурятия» появился в первые дни войны в Украине. Выходцы из республики, проживающие за рубежом, сперва объединились в рамках антивоенной акции и выступили против войны. Ролики «Буряты против войны» набрали сотни тысяч просмотров. Когда же стало ясно, что одного протеста мало, земляки решили организовать фонд.
Фонд «Свободная Бурятия» работает сразу по нескольким направлениям. Во-первых, они продолжают агитировать против войны и развеивать мифы о боевых бурятах как для российской, так и для украинской аудитории. Фонд стал главным адвокатом бурят в этой войне. Они тщательно расследуют каждое обвинение против бурятских военнослужащих, обвиняемых в военных преступлениях, дают интервью украинским СМИ и блогерам. Они ведут учет погибших, раненых и пленных солдат из Бурятии по сообщениям в открытых источниках, анализируют данные. Но самое главное — фонд «Свободная Бурятия» возвращает людей домой. Адвокаты фонда консультируют военнослужащих и их родственников о том, как можно вернуться домой, помогают писать рапорты, помогают с медийной оглаской, если возникают проблемы.
Главной своей задачей фонд видит минимизацию участия бурят как этнического меньшинства в этой войне. В фонде много говорят о расизме в России, о том, как колониальная политика государства довела жителей национальных окраин до нищеты и они вынуждены идти в армию, а сейчас умирают на войне не из-за особой преданности Путину, а из безысходности. Примеру бурятского фонда последовали калмыки и тувинцы, которые создали подобные организации.
Глава юридического отдела фонда «Свободная Бурятия» Андрей Ринчино поделился некоторыми подробностями возвращения земляков на родину. По его словам, военное начальство всячески препятствует этой тенденции. Людей даже после написания рапортов не торопятся возвращать домой. Кормят обещаниями, забирают телефоны, документы и обманом пытаются перебросить из оккупированных территорий на передовую. Доходит до того, что солдаты спрыгивают с машин, которые везут их на фронт, и идут пешком. Одна такая группа из 120 человек (большинство из них подписали срочные контракты) недавно ввязалась в драку с военной полицией в «ЛНР». Их всех скрутили и заявили, что самовольно эту территорию покидать нельзя. За это, якобы, предусмотрена уголовная ответственность (на самом деле — нет). С ними плотно работает ФСБ, как и с их родственниками. Допрашивают. В основном угрожают, но реально ничего сделать не могут. Большинство из тех, кто расторгает контракт, добираются до дома военными самолетами.
Но есть и те, кому повезло меньше. Так, при попытке уехать в Москву своим ходом из города Первомайск были задержаны 17 человек, из которых 15 бурят и два тувинца. У них отобрали паспорта, телефоны и отвезли в Алчевск (40 км от Луганска), заперли их в комендатуре и сказали, что отправят на передовую. Сами военнослужащие считают, что их отправят без экипировки, чтобы там их убили. На сегодня в комендатуре в Алчевске удерживается уже около 50 военнослужащих, в основном представителей национальных меньшинств, которых собираются отправлять на фронт вместе с бойцами «ЧВК Вагнер». Юрист Андрей Ринчино считает, что ребят надо немедленно спасать, и поможет этому только огласка и активные действия.
В Бурятии работу фонда оценивают по-разному. Деятельность «Свободной Бурятии» официальные СМИ не освещают. То ли из страха быть наказанными, то ли по прямой указке сверху, чтобы не делать рекламу. Однако пару раз фонд все же удостоился упоминания в издании «Новая Бурятия». Главный редактор Татьяна Никитина, известная своими расистскими взглядами, написала две статьи, в которых нелицеприятно высказывалась об основателях фонда. В основном указывала на то, что они живут не в России, и непонятно, на какие средства существуют. Однако о фонде все-таки знают и одобряют его работу. Каналы фонда в социальных сетях, включая YouTube, растут с огромной скоростью. Ключевые лица «Свободной Бурятии» дают интервью на крупнейших антивоенных медиаплощадках.
Сегодня этот фонд стал поистине надеждой республики. Благодаря его работе люди начали верить в себя. Военнослужащие и их родственники перестали бояться и начали массово покидать Украину, даже с риском быть подвергнутыми унижениям и преследованиям.