Причина – возбуждение дела о «распространении фейков». С начала войны свою деятельность в России приостановили десятки независимых медиа. А по статье о «дискредитации Вооруженных сил» возбудили более двух тысяч дел.
4 июля суд уже приостанавливал работу Профсоюза журналистов. Повод – возбуждение административного дела о «дискредитации армии». Организацию обвинили в том, что она размещала на сайте публикации, которые содержат «недостоверные сведения о ходе специальной военной операции по защите ДНР и ЛНР». По версии прокуратуры, профсоюз размещал противоправную информацию, которая влечет нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда общественному порядку и общественной безопасности, обществу и государству.
С начала войны на своем сайте профсоюз публиковал материалы о нарушении прав журналистов в связи с освещением событий в Украине, о закрытии независимых медиа после начала войны, а также о незаконных задержаниях и арестах представителей СМИ в России. В одном из материалов организация опубликовала обращение Профсоюза журналистов и работников СМИ к коллегам, где говорилось о той цензуре, с которой приходится сталкиваться представителям медиа в стране.
«Из разных редакций СМИ по всей стране мы получаем сигналы о попытках — в большинстве случаев удачных — ввести цензуру, о случаях давления на журналистов из-за их антивоенной позиции и санкциях вплоть до увольнения за «неудобные» для властей новости. Это происходит в том числе в СМИ, которые до недавних событий считались независимыми».
Также в своем обращении профсоюз высказался, что выступает против войны. А уже в мае прокуратура начала проверку организации на предмет «исполнения требований законодательства об общественных объединениях, профессиональных союзах и об информации». Тогда прокуратура потребовала от объединения предоставить финансовую отчетность и уставные документы, а также данные «о проводимых мероприятиях, тексты выступлений участников мероприятий и сведения о выступлении представителей профсоюза в СМИ с 2019 года».
В июле Московская прокуратура потребовала ликвидировать Профсоюз журналистов и работников СМИ. Как сообщил изданию «Ведомости» адвокат Максим Крупский, профсоюзу не сообщали ни о возбуждении административного дела, ни об иске о ликвидации организации:
«Данные процедуры являются обязательными с точки зрения действующего законодательства и представляют собой важный элемент права организации на защиту. Мы будем выяснять, почему это произошло и по результатам примем решение о дальнейших действиях».
Межрегиональная общественная организация Профсоюз журналистов и работников СМИ был создан 9 марта 2016 года после нападения на границе Чечни и Ингушетии на автобус, в котором ехали журналисты и правозащитники. Спустя год объединение зарегистрировали в Минюсте РФ. Сегодня профсоюз насчитывает более 600 активных членов. Основная их часть – работники независимых СМИ примерно из 40 регионов России. В объединении есть 11 самостоятельных региональных организаций: в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровском крае, Псковской, Нижегородской, Саратовской, Томской, Тюменской областях, в республиках — Коми, Башкортостане и Хакасии.
Профсоюз входит в Международную (IFJ) и Европейскую (EFJ) федерации журналистов. Там также отреагировали на ликвидацию организации. Президент IFJ Доминик Прадалье в обращении к профсоюзу журналистов назвала процесс «несправедливым и необоснованным». А президент EFJ Майя Север увидела в иске о ликвидации профсоюза «признаки политического судебного процесса».
В свою очередь председатель московского отделения Союза журналистов России Павел Гусев заявил «Ведомостям», что не видит в деятельности Профсоюза журналистов «самого главного – [признаков] профсоюзного движения»:
«Профсоюз должен быть вместе с общим профсоюзом и [должен также] отчитываться по финансам. В деятельности этого союза много наносного, и практической работы я особо не видел».
С 24 февраля в России массово закрываются независимые издания. Только в начале марта были заблокированы сайты BBC, «Радио Свобода» и Deutche Welle, Twitter и магазины приложений Apple Store и Google Pay. А издания «Медуза», «Радио Свобода» и Русская служба Би-би-си появились в реестре сайтов с запрещенной информацией. Роскомнадзор внес их туда по решениям Генпрокуратуры. Также Роскомнадзор ограничил доступ к Facebook, Instagram и Twitter из-за призывов к насилию в отношении россиян. И даже решил оштрафовать Google на 3 миллиона рублей.
А в марте президент РФ Владимир Путин подписал закон, предусматривающий до 15 лет лишения свободы за преднамеренное распространение «фейков» о российской армии. После этого многие западные СМИ отозвали своих журналистов из России. Тогда страну покинули более 200 журналистов. Кроме административной ответственности, закон предполагает и уголовную с наказанием до 15 лет колонии.
Первый реальный срок по делу о «военных фейках» был вынесен 8 июля. Мещанский суд Москвы приговорил муниципального депутата Алексея Горинова к семи годам колонии по делу о распространении «фейков» о российской армии. Именно такое наказание запрашивала для него прокуратура за выступление на заседании совета депутатов, в котором он среди прочего назвал «войной» российское вторжение в Украину.
Всего же, по данным ОВД-Инфо, с начала войны по статье «о дискредитации Вооруженных сил» возбудили более 2000 дел. Средняя сумма штрафа превышает 30 тысяч рублей, а всего выписано штрафов более чем на 20 миллионов. Все известные случаи преследования по статье связаны с протестами против войны, причем протоколы составляют не только за высказывания в поддержку Украины или с осуждением действий российских властей, но и, например, за слова «Миру — мир» или «Нет войне».
Чтобы полностью исключить возможность распространения «фейков» и провести окончательную «зачистку» всех неугодных медиа, 30 июня Госдума приняла закон о внесудебном закрытии СМИ за распространение «фейков», о «дискредитации» Вооруженных сил РФ и «призывов к санкциям». При этом к окончательному чтению в законопроект было внесено так называемое «право на ошибку», на основании которого СМИ не будут лишаться регистрации или блокироваться в интернете мгновенно и навсегда.
То есть при первом нарушении прокуратура будет требовать от Роскомнадзора приостановки деятельности СМИ на срок до трех месяцев, при повторном – до шести месяцев. Если же в эти сроки СМИ устранит нарушения, то оно сможет возобновить деятельность по решению Роскомнадзора. Если же нарушения происходили неоднократно, регистрация СМИ может быть признана недействительной. В документе также прописана возможность запрета иностранных СМИ в России в ответ на аналогичные действия в отношении российских СМИ за рубежом.