ghost
Остальное

Государства-призраки: что Путин предлагает самопровозглашенным республикам за счет граждан России

Фото: Донецкое агентство новостей
12 июля, 2022

Россия будет помогать Донбассу, чтобы местное население могло жить в хороших условиях. С таким заявлением выступил президент РФ Владимир Путин.

Закономерно, что оккупационное правительство, особенно когда таковым себя не признает, должно что-то пообещать людям, которых оно пришло захватить: высокие зарплаты, низкие цены, социальные выплаты, благоустроенное жилье. Словом, все то, что Путин и «Единая Россия‎» обещают своим гражданам каждые пять лет.

Но здесь напрашивается вопрос, который российская пропаганда задает уже почти пять месяцев, где вы были эти восемь лет? Ведь война идет с 2014 года, и все это время Донбасс находится под контролем Кремля.

Сколько это стоит?

Все эти годы количество денег, которые выделяли из бюджета на так называемые «ЛДНР‎», было покрыто тайной – на официальном уровне суммы никто никогда не подтверждал. В прошлом году журналисты подсчитали, что бюджет непризнанных республик зависит от России минимум на 80%. А только ежемесячные затраты на пенсии оцениваются в сумму свыше 2,6 миллиарда рублей. А есть еще зарплаты бюджетникам, затраты на гуманитарную помощь и другие коммунальные услуги горожанам.

Официальная информация поступала от украинских властей, но из-за логистики и невозможности проверить ее достоверность цифры тоже приводятся неточные. Бывший министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников заявлял, что Россия только на выплаты зарплат в «ЛДНР‎» тратит 1,3 миллиарда долларов в год.

Но уже есть и свежие данные. Вице-премьер «ДНР‎» Виталий Хоценко заявил, что Россия в течение ближайших двух лет вложит в экономику республики более 2 триллионов рублей.

Звучит внушающе – это в десятки раз больше годового бюджета любой российской провинции. И речь ведь только об одной республике.

Для сравнения, российский Минфин запланировал увеличить зарплатный фонд бюджетникам на один триллион рублей к 2025 году. Пусть здесь речь идет только о зарплатах, но это же касается бюджетников по всей стране.

Москва, 25 февраля. Первая официальная встреча Лаврова с «первым заместителем МИД «ДНР» Пересадой и «министром иностранных дел «ЛНР»» Дейнего. Фото: скриншот

По идее «Донецкая народная республика‎» с такими вливаниями должна стать как минимум Дубаем и начать жить лучше любого российского региона. Но почему жители Донецка и Луганска должны верить Кремлю, если за восемь лет при всех дотациях города едва ли удалось сохранить на уровне 2014 года?

Прибавив полную изоляцию от Украины и частичную от России, московские цены и низкие зарплаты, а также отсутствие многих благ цивилизации, включая терминалы, международные банки и почту, получаем очень дорогую, но явно не стоящую своих денег инвестицию – города, которые просто остановились во времени.

Путинский мир в деталях

 

Донбасс

Кроме идеологической неприязни к насильственной русификации, которую Кремль вершит ценой сотен тысяч жизней, есть еще и сухие факты. «Освобожденные» Россией территории, как показало время, точно не стали жить лучше.

Во-первых, самопровозглашенные республики никто не признал. А это значит, что они живут без всех всех западных продуктов. За границу людям приходится выезжать через Россию, а заказ товаров через интернет вообще становится чем-то из области фантастики. Все, что попадает на территорию Донбасса, – по сути контрабанда и пиратство. Рейдерство и другая преступность тоже процветает.

Промышленность, из которой состояла экономика Донбасса до войны, буквально остановилась, десятки, если не сотни тысяч людей лишились работы. В «Донецкстали», например, еще в 2017 заявили, что филиал закрывают, а всех сотрудников увольняют по соглашению сторон.

В 2019 году украинские власти проанализировали снимки из космоса и сказали: крупнейшее предприятие – Макеевский металлургический завод практически не работает. На складских площадках нет имущества, сырья и продукции.

Донецкий электротехнический завод, по словам оккупационных властей, был загружен всего на треть. Сотрудникам выдавали продуктовые наборы, а зарплату задерживали. А один отремонтированный за все время трамвай оккупационные власти показывали с помпой и подавали как великое достижение.

Донецкий металлургический завод. Фото: Донецкое агентство новостей

В «ЛДНР‎» нет никаких магазинов привычных западных брендов, зарплаты там низкие, а цены – высокие. Реальная средняя зарплата в Донецке, по словам горожан, не превышает 10 тысяч рублей. А за продуктами многие предпочитают ездить в условную Ростовскую область, потому что цена на некоторые товары там в полтора раза ниже. И это мы говорим о самом крупном городе с наибольшим региональным значением.

Ровно год назад официальная зарплата коммунальщика в Донецке не превышала 10 тысяч рублей. Медработника – 15 тысяч рублей. Учителя – 20 тысяч рублей. Да, в самой России средняя зарплата учителя в два раза больше – около 40 тысяч рублей. Но нужно понимать, что, например, на Северном Кавказе преподаватели также получают вполне «дэнээровскую» зарплату – 25 тысяч. И даже если представить, что в условном Луганске учителя уже завтра будут получать 40 тысяч рублей, – это все равно не покроет все услуги на дорогую жизнь в «процветающей республике».

Около 30 тысяч рублей в Донецке и Луганске могут зарабатывать шахтеры, и, например, торговые представители. Юристы на оккупированных территориях тоже есть, они могут получать и больше, но работают они по законам, которые больше нигде в мире не котируются. По сути, они даже легально не могут оформить куплю-продажу квартиры.

Что касается восстановления города, беря во внимание время до вторжения России в Украину в феврале, то кое-что действительно было сделано. Например, в районах, близких к линии фронта, людям вставили окна в квартирах, были также восстановлены некоторые объекты критической инфраструктуры. Центр Луганска и Донецка выглядит ухожено. Лучше всего положение дел описывает фраза «бедненько, но чистенько».

Другими словами, местная власть на деньги Москвы пытается сохранить все то, что Украина вложила туда за последние 20 лет. Ничего нового построить не удалось. А аэропорт имени Прокофьева и стадион «Донбасс-арена» вообще восстанавливать не имеет никакого смысла – ни летать, ни играть в футбол в Донецке просто некому.

И также не стоит забывать о том, что за территорию Донбасса Украина будет бороться всегда, поэтому боевые действия там могут начаться в любой момент. Что и показало утро 24 февраля.

Крым

В Крыму ситуация мало чем отличается от Донбасса, несмотря на то, что Россия признала полуостров своей территорией. Все те же процессы, связанные с международной изоляцией, никто не отменял. Маркером успеха, духовной и физической скрепой стал Крымский мост. Для федеральных СМИ он стал неотъемлемым пропагандистским конструктом – это то, что физически можно показать людям. Судя по новостным заголовкам, нет никаких гарантий, что этот мост достоит до конца войны. На этом примере видна вся суть путинской философии завоевателя – даже если что-то для людей было действительно сделано, вообще не факт, что это не будет брошено в топку новых имперских амбиций.

До оккупации экономика Крыма формировалась за счет пищевой и химической промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг и внешней торговли. Сейчас же, из-за санкций и непризнания миром аннексии, у полуострова значительно ухудшилась логистика – железнодорожная, автомобильная, паромная и воздушная связь.

Фото: Госсовет «Республики Крым»

Уровень жизни тоже упал, а цены в магазинах выросли – относительно дешевые украинские продукты просто ушли с рынка. Из-за отсутствия воды и семян уменьшилась урожайность, произошло уменьшение животноводства, производства молока, выращивания овощей. В дичайшем упадке пребывает и рыбное хозяйство.

Больше всего оккупация ударила по туризму. До аннексии количество путешественников, которые приезжали в Крым, росло из года в год, и в 2013 году число туристов составило более шести миллионов. При российском правительстве этот показатель упал в пять раз.

Отдельная тема – притеснение крымских татар на полуострове: не мотивированное уголовное преследование, похищения и пытки.

Абхазия

Абхазия по праву считалась одним из лучших курортов Советского Союза. После его распада регион получил право на автономию в составе Грузии.

Сейчас Абхазия – это государство-призрак. И в отличие от Крыма и Донбасса, там Кремль даже не пытался создать иллюзию процветания. Некоторые города там полностью разрушены еще с девяностых годов. Пенсия в две тысячи рублей считается высокой, некоторые оформили себе еще и российскую выплату. Хотя в Абхазии есть своя валюта, в обиходе там рубль. Русский язык знают абсолютно все.

Гагра, Абхазия. Фото: Maxpixel

О современных коммуникациях люди там и и вовсе не слышали. В непризнанном государстве не работают международные компании, а к услугам людей только местные банки. Работа почты практически не восстановлена. Транспортная система находится в упадке, как и интернет. Газа и отопления почти нигде нет – все пользуются только электричеством, но и с ним бывают перебои.

В Абхазии также процветает незаконный захват земель и объектов недвижимости, деньги на нормальную жизнь люди зарабатывают только в криминале или туризме. Растет безработица. Медицинскую помощь абхазы получают или в России, или в Грузии.

Туристы в Абхазию едут преимущественно из РФ, в последние годы выросло число отдыхающих из «ЛДНР». Привлекают в первую очередь низкие цены. Но и сервис далек даже от крымского.

Южная Осетия

Южная Осетия также оккупированная часть Грузии. Бюджет самопровозглашенного государства почти полностью формируется за счет дотаций Москвы. Единственное транспортное сообщение с внешним миром – горная дорога через Главный Кавказский хребет, который соединяет республику с Южной Осетией.

Внутренняя политика там также строится с особым ориентиром на Россию – попасть в Южную Осетию без спецразрешений могут только граждане РФ, товары в псевдореспублике – тоже сплошь российские.

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Несмотря на то, что многие осетины пытаются заниматься малым бизнесом, 70% людей заняты в государственном секторе – сфере образования, управления и здравоохранения. Средняя зарплата не превышает 300 долларов.

Приднестровье

Ситуация в Приднестровье отличается от Абхазии и Южной Осетии тем, что официальный Кишинев не разорвал все связи с оккупированной территорией. Переговоры там шли напрямую с Тирасполем, что сделало Москву не виновником конфликта, а его посредником.

Сейчас многие спортсмены Приднестровья выступают под молдавским флагом. Также приднестровские футбольные клубы участвуют в молдавском чемпионате.

Периодически молдавские власти, в том числе и действующий президент Майя Санду, требуют заменить российские войска международной миссией гражданских наблюдателей, но получают отказ.

Центр приднестровской столицы, Тирасполя – памятник Александру Суворову. Фото: Goran Stanzl / PA /ТАСС

В остальном ситуация в Приднестровье похожа на все псевдогосударства, в формировании которых поучаствовал Кремль. В регионе доминируют пророссийские настроения. РФ выдает жителям республики паспорта, помогает финансово, поставляет газ, создает рабочие места. Приднестровские пенсионеры получают российские надбавки к пенсии.

Кто оплачивает содержание государств, которых нет на карте?

Их содержат граждане Российской Федерации. Невозможно даже подсчитать, сколько Кремль потратил на Карабах, Сирию, Донбасс, Южную Осетию, Приднестровье, Абхазию и продолжает тратить на кровопролитную войну в Украине, пытаясь сделать из самостоятельного государства очередную квазиреспублику.

Но граждане оккупированных украинских городов видят, во что превращаются некогда цветущие регионы с приходом «русского мира», поэтому за российскими паспортами в Херсоне пришли чуть больше 20 человек.

А каков русский мир внутри самой России? В глубинке жизнь мало чем отличается от Абхазии и Приднестровья, за исключением того, что существование Рязани или Ставрополя в составе России признает весь мир.

Но изоляция, к которой ведут западные санкции, все больше и больше делает самую большую страну в мире похожей на псевдогосударства, в жизни которых она принимает активное участие: из России массово уезжают люди, уходят западные бренды и технологии, а паспорт РФ, хоть и признается миром, является скорее черной меткой, чем активом.

В администрации «ДНР‎», где обещали сделать Мариуполь городом-курортом, уже фактически взяли назад свои слова. Денис Пушилин, который заявил, что готов отремонтировать город в кратчайшие сроки, признался, что Мариуполь не будет полностью восстановлен до сентября.

Так почему жители Херсона и Мариуполя, которых насильно хотят присоединить к России и «ДНР‎», должны хотеть сменить свое гражданство на российское, если на фоне всех вышеприведенных примеров есть проблемы внутри России, которые власти не решили на протяжении всех лет независимости?

  • Обещания благоустроить разрушенные в ходе войны города /
    низкое качество городской среды и жилья внутри России, 1,5 млн граждан живут в аварийном жилье.
  • Обещания вложиться в развитие всех захваченных украинских территорий / прогнозы падения экономики РФ на 15% в следующем году.
  • «Победа над нацизмом» / процветающие этнические конфликты внутри самой России.
  • Повышение зарплат бюджетников на захваченных территориях / средняя зарплата всех бюджетников в России составляет 29 тысяч рублей.

В придачу к этому Путин предлагает людям, в Конституции государства которых обозначен курс в Евросоюз, стать регионами серой зоны, территориальную принадлежность которой в ближайшие десятилетия мир просто не признает.

А еще больше это невыгодно гражданам самой России, даже тем, кто эту политику поддерживает. Ведь вне зависимости от позиции, распространение русского мира ценой своих собственных перспектив, вынуждены финансировать абсолютно все.

Сайт «Утро Февраля» уже подробно писал о том, кто в России содержал Крым и Донбасс и сколько это стоило.