Президент США Джо Байден начал 13 июля турне по Ближнему Востоку. Первая страна, которую он посетил, — Израиль. Что окажется в центре внимания?
Главная проблема — Иран. Тоталитарное государство с особой государственной системой, где власть переходит от «либералов» к «консерваторам» (чем они различаются, стороннему наблюдателю понять сложно), которое крайне враждебно относится к самому существованию Израиля. А еще оно разработало ядерную программу.
Впрочем, у Ирана испорчены отношения и с соседними арабскими монархиями. Общее беспокойство их с Израилем сблизило.
Вот на этом фоне (добавим правительственный кризис в Израиле, уход правительства в отставку и ожидание выборов) и происходит визит президента США.
Политолог Ксения Светлова, экс-депутат парламента Израиля, комментирует:
«США не могут позволить себе уйти из региона. Мы движемся к какому-то переломному моменту в отношениях с Ираном, и американским союзникам в регионе приходится иметь дело с этой растущей угрозой. Им нужно знать, что у них есть сильная Америка, которая уверена в себе и не позволит создать здесь вакуум, который будет заполнен другими державами».
Следующий пункт визита — Палестинская национальная автономия. Отношения с ПНА, которые были сильно испорчены при президентстве Трампа, движутся к перезагрузке.
А далее Байден посетит Саудовскую Аравию. Которую он очень сильно критиковал во время избирательной кампании за нарушения прав человека. Теперь позиция явно будет смягчена.
Но важно обратить внимание вот на что: Джо Байден намерен вести разговор как о вопросах продовольственной безопасности стран Ближнего Востока, зависимых от украинского зерна, так и о санкциях в отношении РФ. Пока ни Израиль, ни Саудовская Аравия к международным санкциям не присоединились. Поменяется ли ситуация после визита — покажет будущее.
Москва уже высказала некоторое беспокойство: Песков выразил надежду, что визит Байдена не повлияет на отношения Москвы и Саудовской Аравии.
Есть информация, что Байден намерен предложить Саудовской Аравии нормализацию отношений с США и Израилем в обмен на увеличение добычи нефти (что ударит по российской «нефтянке») и ограничение сотрудничества с КНР. Вряд ли он получит немедленное согласие. Саудовская Аравия продолжит оставаться нейтральной, но этот нейтралитет может оказаться недолгим. Все будет зависеть от дальнейшего развития ситуации.