Впоследствии Центробанк выдал предписание СПБ-бирже заморозить эти ценные бумаги. Позже в Евросоюзе заявили, что НРД является материальным подспорьем властей РФ, и внесли его в шестой санкционный пакет. Кто и сколько потерял из-за санкций и контрсанкций?
Более пяти миллионов человек имеют на своих счетах заблокированные активы на общую сумму в 320 миллиардов рублей из-за введенных против России санкций. Об этом рассказал зампред Центробанка Филипп Габуния во время презентации концепции совершенствования защиты розничных инвесторов.
«В эту цифру входят не только клиенты, которые работают через брокерские счета, но и клиенты паевых инвестиционных фондов. Нельзя сказать, что у пяти миллионов человек заблокированы все активы, которые у них были. В это число входят и те, у которых заморожена маленькая часть, и те, у которых заморожена значимая часть инвестиций», – пояснил Габуния.
В марте Европейский депозитарий в одностороннем порядке остановил операции с Национальным расчетным депозитарием и заблокировала его счета. После чего инвестора лишились возможность торговать ценными бумагами, которые находились на балансе НРД. Дивиденды и купоны по ним также перестали приходить к конечным владельцам.
Клиент Альфа-банка Дмитрий пишет, что таким образом у него оказалась заморожена половина инвестиционного портфеля на сумму примерно в 300–350 тысяч.
В конце мая в Центробанки решили уравнять всех владельцев иностранных бумаг, выдав предписание СПБ-бирже вывести в неторговый баланс все замороженные акции, разделив их между инвесторами пропорционально. Ограничения затронули 995 наименований ценных бумаг из более 1600, ранее торгуемых на бирже. Среди них, в частности, оказались и такие популярные акции, как Nvidia, Amazon, Alphabet, Google, Meta и Mastercard.
После такого решения регулятора с блокировкой активов столкнулось еще больше россиян. Одни лишились сотни долларов, другие – сотни тысяч «зеленых».
Так, клиент Тинькофф Инвестиции Дмитрий пишет, что у него оказались заблокированы 44 акции американской игры Activision Blizzard (около 3,5 тысячи долларов), 54 акции британско-нидерландской нефтегазовой компании Shell (более 3 тысяч долларов) и 64 акции инвестиционного фонда Realty Income Corporation (более 4 тысяч долларов).
У другого клиента Тинькофф Инвестиции Валерия Власова заморозили более 150 ценных бумаг на сумму порядка 12,5 тысячи долларов (более полумиллиона рублей). Портфель инвестора состоял из акций нескольких десятков иностранных эмитентов: энергетических корпораций, финансовых компаний, производителей одежды, продуктов и товаров для быта, фармакологических фирм и т. д.
Самые большие потери Валерию принесла блокировка 10 акций американской компьютерной игры, 22 акции британской транснациональной табачной компании British American Tobacco (1000 долларов) Activision Blizzard (780 долларов), 3 акции американского поставщика программного обеспечения (675 долларов), 8 акций фонда недвижимости Realty Income (550 долларов), 2 акции американской медицинской технологической компании Becton Dickinson (470 долларов).
В связи с увеличением риска дальнейших блокировок иностранных акций в Центробанке предлагают оставить право на совершение сделок по подобным бумагам только за квалифицированными инвесторами. Мол, последствиями заморозки без такого статуса человек не может эффективно управлять.
И если ранее для того, чтобы стать квалифицированным инвестором, необходимо было иметь активов на 6 миллионов рублей, то сейчас регулятор предлагает поднять имущественный ценз в 5 раз – до 30 миллионов рублей. Предполагается, что в эту сумму будут входить только ликвидные активы (деньги и не заложенные ценные бумаги).
Также в Центробанке предлагают убрать как самостоятельный критерий для получения статуса квалифицированного инвестора наличие экономического образования.
«Исторически так сложилось на российском рынке, что в качестве самостоятельного критерия использовалось экономическое образование. Однако это экономическое образование засчитывалось, если оно было получено в очень ограниченном количестве вузов. Мы, с одной стороны, предлагаем отказаться от этого критерия как самостоятельного, потому что экономическое образование очень разное: есть финансы и кредит, есть управление рынками, есть государственное муниципальное управление, есть менеджмент. Набор знаний, которыми располагает человек, получив это образование, абсолютно различен с точки зрения понимания его квалификации на рынке ценных бумаг. С другой стороны, мы готовы рассмотреть это условия в связке с другими критериями, в том числе и с имущественным цензом», – объясняет такое предложение руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центробанка Михаил Мамута.
Предложения «Банка России» инвестора встретили шквалом критики под трансляцией регулятора.
«Это не защита инвесторов. Это выдавливание их с рынка ценных бумаг. Торговля российскими ценными бумагами куда рискованней торговли иностранными, даже с учетом блокировок последних».
«Защита розничных инвесторов может быть осуществлена только путем повышения финансовой грамотности населения».
«Считаю, что лучшая мера для защиты инвесторов – это страхование брокерских счетов по аналогии с банковскими вкладами. Это реализовано в США и во многих других странах».
Согласны с комментаторами выше и экономисты с многолетним стажем. В частности, профессор ВШЭ Евгений Коган считает, что, если порог входа в иностранные акции регулятор установит на уровне 30 миллионов рублей, то от рынка будет отрезано 95% розничных инвесторов.
«А что, если у инвестора 30 млн вместо 6 млн, он сразу же стал лучше разбираться в рынках и понимает все риски? К примеру, молодой человек заработал миллион рублей, он досконально понимает все риски и может сдать любой экзамен, но при этом лишен возможности инвестировать в иностранные акции, а вот бабушка, которая продала квартиру за 30 млн рублей, может. Интересно, она что сразу стала квалифицированнее? Давайте делать планки не по имущественному цензу, а именно по образованию и знаниям», – пишет профессор ВШЄ Евгений Коган.
Таким образом вместо того, чтобы предложить эффективные инструменты защиты розничных инвесторов вроде страхования, Центробанк идет по самому простому пути: нет возможности у россиян приобретать иностранные акции – нет проблем. И это тогда, когда граждане уже потеряли свыше 320 миллиардов рублей.