ghost
Остальное

Нэнси Пелоси прибыла в столицу Тайваня. Председатель Си бряцает оружием. Кто уже проиграл?

2 августа, 2022

Спикер Палаты представителей Конгресса США прибыла на Тайвань
В КНР ответили санкциями против Тайваня и военными учениями
Каковы варианты для Си Цзиньпина и пекинского руководства?

Спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси все-таки прибыла в Республику Китай (Тайвань). Это первый визит такого уровня за четверть века.

Азиатское турне Пелоси началось на прошлой неделе. Однако четкого ответа, посетит ли она Тайвань, не было. Интрига сохранялась вплоть до вечера 2 августа, и даже после посадки самолета в аэропорту некоторые комментаторы сомневались – есть ли там Пелоси? Оказалось – она там есть.

Пока самолет пролетал над океаном, заходя на посадку, множились сообщения и слухи. Армия КНР начала учения в трех акваториях вокруг Тайваня. В здании парламента в столице Тайваня Тайбэе постелили ковровую дорожку для Пелоси. В прибрежных районах материкового Китая замечено скопление военной техники. На улицах Тайбэя – полиция и пикетчики с приветственными плакатами (на одном из видео – они в масках в цветах украинского флага). И так далее…

Отметились и деятели в РФ. Начиная с Рамзана Кадырова.

«Через 15 минут посмотрим кто «великая держава»: США или Китай. Мы о себе не говорим»,заявил он о полете Пелоси.

Затем, после приземления, появился и более развернутый пост:

«Ну и зачем было столько нагонять жутей, пугать людей, шум поднимать, когда можно было так спокойно дать прилететь бедной старушке на Тайвань?

Можно же было тихо и молча все завершить, так нет, бедную бабусю несколько часов пугали истребителями, ПВО, эсминцами и громкими заявлениями».

А вот МИД РФ сделал вид, что тектонических перемен 2 августа не произошло:

«Призываем Вашингтон воздержаться от действий, подрывающих региональную стабильность и международную безопасность, и признать новую геополитическую реальность, в которой уже нет места для американской гегемонии».

Между тем речь идет именно о тектонических переменах. В Пекине могли бы отреагировать на визит Пелоси на Тайвань сдержанным ворчанием. В конце концов, разве четверть века назад, во время визита давнего предшественника Пелоси Ньюта Гингрича мир замер в размышлении, быть Третьей мировой или нет?

Так оно и было бы. Но роль личности в истории все-таки недооценена. И вот такой личностью стал председатель КНР Си Цзиньпин. Десять лет назад он разгромил конкурирующую партийную группировку «красных консерваторов» во главе с Бо Силаем, и тогда многие видели в нем умеренного реформатора, этакого «более осторожного Горбачева». Но вскоре оказалось, что такие выводы безосновательны. Мало того, председатель Си явно вознамерился покончить с «завещанием» архитектора китайских реформ Дэн Сяопина и нарушить непреложную сменяемость власти (не более двух пятилетних сроков).

Кульминация должна произойти в октябре нынешнего года. Возможно, Си Цзиньпин и добился бы своего, но помешали две вещи – коронавирус и «тайваньский вопрос». Ответом на эпидемию стала «политика нулевой терпимости» с заваренными подъездами, фактическим отношением к заболевшим как к арестованным, с умершими от голода котами в опустевших квартирах забранных «санитарной полицией» хозяев и – в качестве кульминации – с посаженными под «домашний арест» из-за сравнительно небольшой заболеваемости жителями многомиллионных мегаполисов.

Ну и «тайваньский вопрос» обострялся Пекином долго и нудно. Си Цзиньпин добивался одного: стать победителем и первой, и второй проблемы, заявив, что покончено с коронавирусом (хотя победа над ОРВИ – вещь невозможная) и вернув мятежную островную провинцию (чего не сделал никто из китайских «вождей» до него).

Си поставил на кон все и, видимо, проиграл.

Политолог Анатолий Несмиян прокомментировал сложившуюся ситуацию:

«Американцы подловили Китай на его самом слабом месте: неспособности к импровизации. Это хроническая проблема китайской культуры и менталитета: китайцы составляют прекрасные планы на поколения вперед, но при этом совершенно не умеют в скоротечный кризис, когда нужно принимать решения здесь и сейчас.

В любом случае все уже случилось. Теперь вопрос – каковы будут последствия произошедшего. Пока проигравшим выглядит Си Цзиньпин. Слишком явно он обозначил свои «красные черты» и слишком демонстративно о них вытерли ноги американцы. На Востоке такая потеря лица может оказаться фатальной».

Что теперь? Нэнси Пелоси – в Тайбэе, а вот ВМС КНР – в проливах. К чему приведет обострение?

Телеграм-канал Cynic рассматривает два варианта:

«1)  Начать войну с Тайванем. Это не запустит Третью мировую, но усугубит экономический кризис в Китае. Штаты поддержат Тайвань, тем самым косвенно уничтожая «китайскую угрозу». Китай в качестве экономического жупела будет раздавлен: он быстро слетит с экономического пьедестала, оставив США в полном одиночестве на денежном Олимпе. Так США руками Китая и Тайваня похоронят свою главную стратегическую угрозу XXI века.

2) Сглотнуть, выпустив 999-е «китайское предупреждение». Си, который всегда позиционировал себя как «человек неугомонной воли», полностью потеряет репутацию. …США тем самым помогают Китаю сменить Си, из-за чего в дальнейшем будет реализована «сделка о партнерстве», которая существенно снизит напряженность отношений между Пекином и Вашингтоном».

И вот тут поневоле можно задуматься: а нет ли у Нэнси Пелоси могущественных союзников или хотя бы попутчиков, чьи цели временно совпали с ее целями? Пока это только предположение, чем-то большим оно может стать только после итогов съезда КПК.

Все тот же телеграм-канал Cynic продолжает:

«Как можем заметить, два негативных сценария [Третья мировая война из-за Тайваня или оставление Си на посту, при этом начнется более тесное сотрудничество с РФ], практически точно уже не будут реализованы.

Теперь у Си по-прежнему вилка.

Сейчас временно заморожены социальные сети в Китае, чтобы позор Си не обсуждали в сети.

И ведь реально «позора» бы не произошло, если бы Пекин не нагнетал ситуацию до предела. Китай мог ограничиться озабоченностью, затем ввести какие-то санкции против США. А произошла «историческая высадка Нэнси«.

Но Си хотел сыграть на милитаризме, чтобы поднять ставки, спугнуть Вашингтон и обеспечить себе бесплатную путевку на третий срок.

Теперь он находится в ситуации, когда:

а) необходимо объявлять войну постфактум, но уже Тайваню, на что указывают экстренные военные учения…

б) необходимо пытаться сохранять лицо дипломатическими изысканиями, что стало необходимым лишь из-за прежней чрезмерной воинственности.

Кремлевские слуги говорят о том, что Китай «потерял лицо» и сам стер себя с карты сверхдержав. Выбор таков: махать кулаками после драки или смириться».

Можно заметить, что кремлевская пропаганда действительно не сильно переживает за КНР и «друга Си». И это лишний раз показывает, что председатель КНР действительно проиграл.

Экономист и политический обозреватель Владислав Иноземцев подводит итог:

«Нэнси Пелоси прилетела на Тайвань – это, на мой взгляд, прекрасный шаг, показывающий местному бункерному диктатору реальное положение США в современном мире. Пекин, конечно, достойно отреагировал – запретил импорт с Тайваня продовольственной продукции. А почему, хочется знать, не микрочипов? Неужели такая великая страна их не может импортозаместить? А то как разогналась бы экономика! А то ведь всего 0,4% роста ВВП во втором квартале как-то не очень убедительно выглядят в канун исторического съезда КПК, где в ноябре Си станет генсеком на третий срок…

В общем, Пелоси – большая молодец. Хоть я и не сторонник ее левацких идей».