Президент Украины Владимир Зеленский хотел бы «напрямую» поговорить с председателем КНР Си Цзиньпином о продолжающейся войне с Россие. Желанием мотивировано тем, что Китай, пожалуй, единственное государство, которое может повлиять на позицию Москвы. Об этом украинский лидер заявил в в интервью South China Morning Post.
«Я хотел бы поговорить напрямую [с лидером КНР]. У меня был один разговор с Си Цзиньпином год назад. С момента начала крупномасштабной агрессии 24 февраля мы официально просили о разговоре, но у нас не было разговоров с Китаем, хотя я считаю, что это было бы полезно», — заявил Зеленский в интервью South China Morning Post.
Президент Украины призвал Китай использовать свое политическое и экономическое влияние на Россию, чтобы остановить боевые действия.
«Это очень мощное государство. Это мощная экономика. Я уверен, что без китайского рынка Россия чувствовала бы себя в полной экономической изоляции. Это то, что может сделать Китай – ограничить торговлю с Россией до окончания войны», — добавил Зеленский.
Президент Украины впервые дал интервью азиатским СМИ после российского вторжения. Китайские журналисты созвонились с Зеленским по Zoom, разговор длился 40 минут.
С начала войны России против Украины официальный Пекин неоднократно выступал за скорейшие переговоры и разрешения конфликта мирным путем. Однако присоединяться к санкциям против Москвы Китай не стал.
На дипломатическом уровне Пекин поддерживает Москву, осуждает санкции и воздерживается при голосовании в Совете Безопасности ООН, если резолюция касается России. Но, опасаясь вторичных санкций, китайские компании покидают российский рынок.
Несмотря на тесные политические узы, Россия не попала в топ-10 торговых партнеров Китая. Китай для России — крупнейший поставщик товаров, обеспечивающий 20% всего импорта ($72 млрд).
Россия же занимает лишь 2,4% в китайском экспорте объемом $3 трилллиона и не входит в топ-10 крупнейших торговых партнеров. Даже в Мексику китайские компании продают в 1,5 раза больше, не говоря уже о США.
Именно поэтому Китай сокращает экспорт в Россию (на 38% год к году): китайские компании, очевидно, боятся потерять доступ к американскому и европейскому рынку и готовы пожертвовать российским, роль которого «экстремально мала», пишут экономисты Йельского университета.
«Пока российские чиновники отчаянно демонстрируют лояльность Китаю, а госТВ убеждает телезрителей в стратегическом союзе двух стран, Россия остается «карликом» для Пекина на экономической карте мира», — комментирует ситуацию телеграмм-канал Finanz.