По мере эскалации между Россией и Украиной, начиная с декабря 2021 года, западные страны не спешили оказывать Киеву военную помощь. К январю–февралю ситуация нагнеталась, западная пресса трубила, что война неизбежна, поэтому начались первые поставки вооружения.
Первые самолеты из США успели долететь прямо в Украину, следующие – доставляли украинской армии уже другими путями. Уже после начала полномасштабной войны поставки выросли в разы. Однако у разных стран существенно отличались и по количеству, и по качеству, и по содержанию. Кто и к чему готовит украинскую армию? Какая из этого следует стратегия?
Столько оружия, сколько отправил Вашингтон Киеву, не поставлял больше никто. Достижения украинской армии в контексте западной помощи в большей степени состоялись благодаря США.
Украинский военный журналист, полковник ВСУ Владислав Селезнев высоко оценивает роль американских поставок: «США – ключевой донор и основной поставщик практически всей номенклатуры вооружения и нового оборудования нелетального воздействия для обеспечения потребностей Украины».
Американская военная помощь Украине составила 40 миллиардов долларов. Почти 24 миллиарда из этих денег направили непосредственно на оружие, которое получили или получат в ближайшем будущем ВСУ.
Еще с 2018 года Пентагон стал осторожно и в небольших количествах поставлять Украине переносной противотанковый комплекс Javelin. Это оружие оборонительного характера, предназначенное для уничтожения бронетехники противника из засад, хорошо подходит для пересеченной местности и городской застройки. Учитывая парадный марш российских войск в первые дни войны, Javelin отлично выполнил свою функцию, недаром став символом украинского сопротивления.
В первых партиях также сотнями США предоставляли переносной зенитно-ракетный комплекс Stinger. Смысл этого оружия аналогичный – только направлен уже против авиации, но тоже оборонительный. Штурмовики и вертолеты, которые летали на низких высотах, становились легкой целью для американских ПЗРК. Как итог, почти за полгода войны Россия потеряла 232 самолета, но большинство из них – в первые месяцы. Потом ВКС перестали залетать на украинскую территорию, стреляя максимум с линии фронта, но не глубже.
Уже к маю, когда был принят основной пакет помощи, США стали передавать тяжелое вооружение. Характер военных действий коренным образом изменился и нужно было подстраиваться под новую реальность.
Российская армия пыталась выдавить украинских военных с их позиций с помощью тщательных артиллерийских обстрелов, но ВСУ получили десятки гаубиц М777, которые смогли отвечать России тем же. Артиллерия нужна как для обороны, так и для наступления, это универсальное вооружение.
США первыми задали планку в поставках артиллерии, а именно она нужна в нынешней войне больше всего, говорит Владислав Селезнев: «Если мы говорим о том, что нынешний масштабный конфликт между Российской Федерацией и Украиной – это война артиллерии, то, соответственно, мы ожидаем от наших западных партнеров соответствующие артиллерийские установки, в первую очередь 155 калибра, будь то М777, чешские «Даны», французские Caesar или немецкие PzH 2000. Это системы, которые на порядок более эффективные, нежели их российские или советские аналоги».
Следующий этап – уже в большей мере наступательное вооружение – РСЗО HIMARS. Неслучайно Украина использует его чаще всего на юге – в Херсонской и Запорожской областях, где министр обороны Украины анонсировал контрнаступление. С помощью HIMARS уничтожаются склады, командные пункты, мосты, аэродромы и многое другое.
В зависимости от методики подсчета и оценки, лидеры по поставкам вооружений могут измениться. Немецкое издание Bild проанализировало выполнение обещаний правительств западных стран по военной помощи Киеву. На втором месте в финансовом аспекте (после США) и на первом месте в процентном отношении оказалась Польша.
Заинтересованность Варшавы помогать Киеву заключается в опасениях за собственную безопасность – после Украины следующей жертвой российской агрессии может стать Польша. Поэтому лучше остановить Москву на дальних рубежах, считают в Варшаве, и поставляют все, что только могут отправить.
За весь период с 24 февраля Польша передала вооружения на 1,8 млрд долларов, это 100% от обещанного. Вначале войны от западного соседа Украина получала шлемы, каски, минометы, боеприпасы и дроны. Это также было оборонительным вооружением и соответствовало темпу боевых действий. Но как только ВСУ стали делать первые попытки освобождения своих территорий, в Варшаве без промедления нарастили поставки.
Еще в апреле Украина получила сотни танков Т-72М, а в июле – еще десятки модернизированного аналогичного танка РТ-91. Также Украине прислали десятки единиц РСЗО «Град», САУ «Гвоздика» и БМП-1. Вся эта техника может использоваться при любых действиях армии, но для успешного наступления в современной войне не обойтись без танков.
Характер поставок Польши, как и США, больше мотивирует Украину к контрнаступлению и освобождению своих территорий. Польша и без того расположена вблизи России и имеет общую границу в Калининградской области, а США как ядерная сверхдержава пытается не допустить прямой эскалации. Вашингтон поощряет поставки вооружения из других стран НАТО, танков и даже самолетов, но не дает их от себя.
Польшу в ее формате помощи можно условно объединить с Литвой, Латвией и Эстонией – все четыре страны активно помогали Украине, говорит военный журналист Владислав Селезнев: «Кто для нас в этом контексте наши друзья и партнеры? Безусловно, это страны Балтии, которые очень оперативно отзываются на призывы о помощи со стороны Украины. В этот список, безусловно, необходимо включать Польшу, которая поставила огромное количество вооружения, боеприпасов. Специалисты говорят, что порядка двух миллиардов долларов поляки передали нам в эквиваленте вооружения».
Поддержка Лондоном Украины была также практически беспрецедентная. Заявления британского правительства и премьера Бориса Джонсона были наиболее антироссийскими, политическая поддержка подкреплялась военными поставками.
К марту этого года Соединенное Королевство отправило Украине 4 тысячи единиц противотанковых комплексов Javelin и NLAW, в апреле поставило еще сотни бронеавтомобилей, десятки САУ AS-90 и 45000 боеприпасов к ним, бронетранспортеры, зенитно-ракетные комплексы и самонаводящиеся ракеты Brimstone.
В июне Британия предоставила аналог HIMARS – американскую РСЗО M270 MLRS. Последние поставки также были уже наступательным вооружением, в отличие от помощи первых недель войны.
Великобритания в рейтинге Bild занимает третье место, так как поставила почти 91% обещанного оружия. Еще позже Лондон пообещал увеличить бюджет помощи до 2,3 млрд фунтов стерлингов.
Германия за несколько дней до войны категорически отказывалась от любых военных поставок. Так Берлин заблокировал возможность передачи гаубиц немецкого производства, которые стояли на вооружении эстонской армии. Таллин хотел передать пушки Украине, Германия запретила.
После полномасштабного вторжения позиция Германии изменилась радикально. В первые дни войны Берлин из своих запасов отправил тысячу противотанковых средств, а потом начал поставлять и наступательное вооружение: «Что касается позиции Германии, то донедавна она была вялой, без оперативной реализации, которые постоянно озвучивала украинская сторона. В настоящее время контакты между соответствующими структурами по обеспечению военно-технической помощи интенсифицировались, соответственно, несколько возросли поставки, и это хорошая новость. Потому что немецкое оружие высокоточное, качественное и эффективное», – рассказывает Владислав Селезнев.
В марте ФРГ поставила 100 пулеметов, 1,5 тысячи ПЗРК, 8 миллионов патронов для пистолетов, 350 тысяч продуктовых пайков для военных. На фоне ракетных обстрелов украинских городов российскими ракетами «Искандер» такая помощь могла выглядеть как саботаж.
Однако Германию отличает слишком сложная бюрократическая система, и закупки даже для собственных нужд длятся годами. Любые решения в Берлине принимаются очень медленно и после длительных консультаций всех ведомств. Поэтому такую ситуацию можно назвать изъяном, но явно не диверсией.
В апреле Берлин согласился и на передачу Киеву почти сотни танков Leopard 2 – основного боевого танка Германии. Впрочем, поставку до сих пор не организовали. Дошли до Украины зенитно-ракетные комплексы Gepard и гаубицы PzH 2000. Только к концу года Германия обещает специально для Украины собрать несколько единиц комплексов ПВО IRIS-T – самой передовой в мире системы ПВО.
Может показаться, что Германия дает возможность Украине только для обороны даже на нынешнем этапе войны, когда Киев вполне мог бы атаковать российские войска. К примеру, ПВО – исключительно оборонительное вооружение, которое в принципе не предусматривает возможность атаки, а только защиту воздушного пространства и ударов авиации и ракет.
На такие опасения по поводу якобы «усталости от Украины» Владислав Селезнев говорит о прагматизме, никакого саботажа в поставках вооружения на Западе нет: «Мир прагматичен и циничен. Никогда никакая армия, правительство не пойдет на сознательное ухудшение своих оборонных возможностей. Поэтому наши западные партнеры поставляют то вооружение, ту технику, которую они могут передать в рамках военно-технической помощи украинской армии без ущерба для личных оборонных возможностей… Поэтому не всегда они могут в полной мере обеспечить наши запросы.
Я бы не стал рассматривать номенклатуру той помощи, которую предоставляют, например, США и Польша, ставя их в противовес тем типам вооружения, которые поставляет нам Германия, хотя бы потому что Германия поставляет нам высокоточные самоходные гаубицы PzH 2000, которые являются фактически эталонными среди самоходных артиллерийских систем 155 калибра. Говорить, что это оружие оборонительного характера, не совсем корректно».
Советник главы Офиса президента Алексей Арестович также озвучил позицию Германии, которая, по его словам, артикулируется кулуарно: «Еще один интересный нарратив, который любят закинуть. Никто там ничего не устал. Резников (министр обороны Украины, – ред.) специально просил передать к этому интервью… Они на «Рамштайне» (встреча министров обороны стран НАТО и Украины, проходила четырежды, – ред.) все пожимали руки, все. И говорили, пожалуйста, добейте гадину. Шведы добавляли – «за Полтаву», французы добавляли – «за Бородино». Немцы молчали, но подмигивали, как бы. Добейте. Они просто говорят – наконец-то вы с ними покончите. Сделайте! Давайте вместе это все сделаем! Конечно, политики не скажут это вслух, но на личном контакте. Это ж не просто слова, это министр обороны страны и сопровождающие лица».
Владислав Селезнев оценивает последнюю встречу министров обороны полусотни стран мира, которые сообща помогают Украине, – событием исторического масштаба: «В вопросе поставок вооружения и техники речь о саботаже вряд ли может идти. Четыре платформы «Рамштайн», которые состоялись, и число участников, которое составляет порядка 50 представителей, фактически это уровень формата представительства окончания Второй мировой войны, тогда эта коалиция называлась антигитлеровская, теперь ее можно назвать антипутинской».