Риск утечки радиации и пожара на Запорожской АЭС до сих пор довольно высокий. Она работает с риском нарушения норм радиационной и пожарной опасности, войска РФ обстреляли ряд корпусов, в частности пожарную часть.
Периодические обстрелы ЗАЭС, начиная с прошлой недели, увеличивают вероятность ядерного взрыва на станции. 15 августа обстрелы серьезно повредили азотно-кислородную станцию, объединенный вспомогательный корпус, насосную станцию хозяйственно-бытовых стоков, а также открытое распределительное устройство 750 кВ (ВРП-750). Возможен ли катастрофический сценарий?
Действия РФ на Запорожской электростанции служат для мира своеобразным маркером, демонстрирующим, что международные организации и институты, к сожалению, не выполняют своего назначения – обеспечить глобальную безопасность. Они лишь могут выразить глобальную обеспокоенность, как это делает МАГАТЭ.
42 страны мира призвали Россию вывести войска с Запорожской атомной электростанции и со всей Украины. В обращении отмечается, что присутствие российских военных мешает Украине соблюдать обязанности по сохранению ядерной безопасности, а МАГАТЭ – исполнять свои полномочия атомного регулятора на объекте.
Тем временем оккупационные власти Запорожской области предложили объявить режим тишины вокруг Запорожской атомной электростанции в ответ на призывы ООН и западных стран к России о выводе войск с территории АЭС.
Кремль заявляет, что российские военные не стреляют, а размещены на АЭС только для ее охраны в условиях войны. Москва призывает инспекторов МАГАТЭ посетить объект, заявляя, что визиту мешает украинская сторона. Киев говорит, что Россия должна вывести войска, чтобы визит прошел в соответствии с украинскими законами.
Запорожская АЭС становится предметом торга между Украиной и Россией. Москва, так же как и Киев, повышает ставки. Только разница в том, что именно Россия обстреливает Запорожскую АЭС.
Тем временем президент Украины Владимир Зеленский пообещал, что войска, дислоцированные на крупнейшей в Европе АЭС, станут «особыми целями». Зеленский также сказал, что его войска будут нацеливаться на российских солдат, которые стреляют по крупнейшей в Европе атомной электростанции или с нее, на фоне предупреждений о том, что Кремль может ложно утверждать, что Киев нанес прямой удар по критически важному объекту. Зеленский сказал, что любой, кто отдает приказы о нападениях на объект или близлежащие города, должен предстать перед международным судом.
«Любой радиационный инцидент на Запорожской АЭС может стать ударом и по странам ЕС, и по Турции, и по Грузии, и по странам из более отдаленных регионов. Все зависит только от направления и силы ветра. Если из-за действий России произойдет катастрофа, последствия могут ударить и по тем, кто пока молчит, этот вопрос уже вынесен на самый высокий международный уровень – ООН и МАГАТЭ. Конечно, российский ядерный шантаж обсуждается и между государствами. Есть соответствующее заявление министров иностранных дел «Большой семерки «– они четко понимают, что Россия ответственна за этот ядерный кризис. Но нужно переходить от обсуждений и призывов к новым жестким санкциям против России, против «Росатома» и всей атомной отрасли государства-террориста. Все российские силы должны немедленно убраться с территории станции и соседних районов – без всяких условий», – заявил Зеленский.
Россия обвинила Организацию Объединенных Наций в том, что та будто бы блокирует визит представителей МАГАТЭ на Запорожскую атомную электростанцию. В ООН уже отреагировали на обвинение России и заявили, что последние несколько дней были неоднократные комментарии со стороны официальных лиц РФ, обвиняющих Организацию Объединенных Наций в том, что протокол либо отменил, либо заблокировал визит МАГАТЭ на АЭС.
«Хочу выделить несколько моментов. Во-первых, МАГАТЭ является специализированным учреждением, которое проявляет независимость при оценке того, как реализовать свой конкретный мандат. Во-вторых, у секретариата ООН нет полномочий блокировать или отменять какую-либо деятельность МАГАТЭ», – говорится в заявлении.
Спикер генерального секретаря ООН Дюжаррик подчеркнул, что секретариат организации, находясь в тесном контакте с МАГАТЭ, пришел к выводу, что имеет в Украине возможности логистики и безопасности, чтобы поддержать любую миссию МАГАТЭ на Запорожскую АЭС из Киева, если Россия и Украина согласятся на это.
По мнению главы Госатомрегулирования Григория Плачкова, сейчас риски нестандартной или внештатной ситуации растут. «Поскольку станция осталась на одной высоковольтной линии электропередачи, возрастают риски возникновения не проектной и нештатной ситуации. Они разместили тяжелую технику и боекомплект в машинных залах 1-го и 2-го энергоблоков. Для безопасной эксплуатации АЭС необходимо иметь внешнее электроснабжение для поддержания охлаждения в активной зоне реактора при не проектной ситуации. Нельзя проникать в здание ядерного реактора, это может привести к фатальному исходу. Риски возрастают очень сильно с каждой отключенной линией электропередачи. Плюс психологическое давление на персонал. Оперативный персонал пока имеет возможность вести работу на блоках. Но предугадать возможные сценарии и события на площадке АЭС очень сложно», – говорит Григорий Плачков. По его мнению, на Запорожскую АЭС нужно допускать миссию МАГАТЭ, но только на условиях Украины. Кроме того, нужно устранять российское лобби в МАГАТЭ, чтобы российские специалисты не участвовали в миссии и организации инспекции на площадку ЗАЭС.
А вот по мнению директора энергетических программ «Центра Разумкова» Владимира Омельченко, в реальности РФ проводит специальную информационно-психологическую операцию, чтобы мировые политики заставили Украину сесть за стол переговоров с агрессором на невыгодных для нее условиях и чтобы сорвать контрнаступление украинской армии на юге.
«Пока риски катастрофы очень низки, поскольку ЗАЭС имеет повышенную систему защиты. После инцидента в Фукусиме по инициативе МАГАТЭ Энергоатом провел соответствующие мероприятия на ЗАЭС для повышения безопасности. В случае обесточивания станции срабатывает автоматическая защита отключения реактора. То есть опускаются стержни в течение двух-трех секунд по замедлению нейтронов, еще на протяжении 20 секунд работа реактора переходит в охлажденный режим остановки. Этот процесс не зависит от наличия электропитания. Затем поочередно подключаются третий дизель генератора для охлаждения ядерного топлива. В течение 72 часов персонал должен решить вопрос с внешним подключением. Для организации крупной аварии нужны специалисты атомщики. Сами военные этого не способны сделать. В худшем случае возможен локальный вытек радиации и попадание в атмосферу стронция и йода в количествах гораздо меньших, чем на Чернобыле. Единственный способ предотвратить аварию – это удалить совместными усилиями наиболее влиятельных стран вооруженных российских террористов с территории АЭС и Энергодара».