ghost
Остальное

В России зреют социальные условия революции

“Марш мира” в Москве 21 сентября 2014 года. Фото: архив/ RL
25 августа, 2022

Телеграм-канал УНИАН опубликовал результаты опроса государственного Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), посвященного отношению россиян к Западу, западным ценностям и демократии.

В публикации на сайте ВЦИОМ данные этого опроса приведены в сравнительной таблице за 2000 год и август 2022 года. На первый, поверхностный взгляд, результаты удручающие.

Абсолютное большинство опрошенных в 2022 году россиян, продолжили фразу: «Как Вы считаете, западная цивилизация, демократия и западная культура…», выбрав следующие варианты: «…для нас не подходят» (33%) и «разрушительны, гибельны для России» (26%). То есть в сумме отрицательное отношение к Западу и демократии продемонстрировали 59% опрошенных.

Тех, кто считает, что «западная цивилизация, демократия и западная культура» «необходимы, спасительны для России» или «от них можно взять много полезного», в сумме оказалось всего 32%. Затруднились с ответом 9% опрошенных.

В 2000 году варианты продолжения той же фразы о западной цивилизации и демократии («они для нас не подходят» и «разрушительны, гибельны для России») выбрали соответственно 25% и 10%. То есть в общей сложности всего 35%. В свою очередь тех, кто в 2000 году выбрал варианты продолжения фразы о том, что «западная цивилизация, демократия и западная культура» «необходимы, спасительны для России» или «от них можно взять много полезного», было в общей сложности 57%. Затруднились с ответом тогда 8% респондентов.

Иными словами налицо вроде бы очевидная за прошедшие 22 года деградация массового сознания в России.

Наиболее консервативны россияне в возрасте от 60 лет и старше. Среди этой категории тех, кто уверен, что для России западные ценности и демократия «не подходят», «разрушительны, гибельны» – 70%. Среди тех, кому от 45 до 59 лет такие взгляды разделяют 67% опрошенных, среди тех кому 35–44 года — 61%.

Что, в общем, объяснимо. 60-летние и те, кто старше, в массе своей это базовая телеаудитория путинского режима, по большей части еще доинтернетное поколение. В социальном плане это самая слабая и зависимая от власти категория — пенсионеры, которые боятся повторения «лихих 90-х». Это те, кто помнит брежневский застой, на который пришлась их молодость, по которому они ностальгируют и который, естественно, идеализируют. Путин им кажется реинкарнацией Брежнева и даже его улучшенной копией – лучше говорит, лучше держится перед камерой. Идеологически эта возрастная категория в массе своей ближе всего нынешнему антизападному вектору российской пропаганды, которая почти в ноль совпадает с антизападными установками застойных времен.

К этой же ностальгической категории относятся и те кому 45–59 лет, которые помнят эпоху застоя, но пережили и разочарования 90-х. Категория 35–44-летних — это те, у кого половина или даже большая часть жизни прошла при Путине. Для них «президент» и есть Путин.

Однако в этом соцопросе есть и обнадеживающие моменты. Во-первых, согласно этому исследованию, среди молодых людей в возрасте 18–24 лет западные ценности поддерживают в общей сложности 55%, в то время как выступающих против них всего 35%. Среди тех, кому 25–34 года «за» западные ценности и демократию – 50%, «против» – 41%.

То, что Путин проиграл борьбу за молодежь, социологам стало понятно еще лет 10 назад во время московских протестов 2012 года. За 10 лет, прошедших после этих событий, в этом плане практически ничего не изменилось, что мы видим и по результатам этого опроса. Большая часть российской молодежи, особенно та ее часть, которая живет в крупных городах, настроена к нынешней власти критично, а зачастую и бескомпромиссно. Консервативные, традиционалистские, антизападные нарративы власти ей не близки и не понятны, хотя усилия, направленные на втягивание российской молодежи в идеологический мэйнстрим Кремля, предпринимались за прошедшие годы очень большие, однако их результат – налицо.

Вторым обнадеживающим моментом можно назвать то, что данные этого опроса фактически коррелируют с другим, закрытым, опросом, проведенным тем же ВЦИОМом в июле. Согласно ему 30% россиян хотели бы немедленного прекращения войны против Украины. Формально говоря, это разные опросы, посвященные разным темам. В одном случае изучалась поддержка населением одной из главных идеологических составляющих путинского режима — антизападной пропаганды, а в другом — поддержка войны. Но, фактически, они об одном и том же, только с разных сторон.

30% россиян, согласно одному опросу, против войны, и 30% процентов поддерживают западные ценности, согласно другому. Конечно, нельзя с уверенностью утверждать, что это одни и те же люди, но то, что они настроены против главных «скреп» нынешней политики и идеологии российской власти — совершенно точно.

30% это огромная, в том числе, и в численном отношении, сила. В абсолютных цифрах это почти 43 миллиона человек (общая численность населения РФ в международно признанных границах 143 млн человек). Наиболее активная часть населения — молодежь, как мы видим, в массе своей против ценностных установок нынешней российской власти. Не забудем, что революцию обычно делает политически активное меньшинство и молодежь…

В этом смысле 30% молодых и политически активных россиян, не поддерживающих путинскую войну и главный антизападный идеологический нарратив Кремля, гораздо важней пассивного провластного большинства. По сути эти опросы кремлевского ВЦИОМа показывают, что в России постепенно складывается социальная база будущей революции. Осталось добавить к этому неуклонное ухудшение экономического положения россиян, которое вероятно достигнет своего дна через год-полтора, а также третье обязательное условие революции – усталость и разочарование от войны. После этого революционный коктейль будет готов…