ghost
Остальное

Московский кинофестиваль остался международным, но конкурс напомнил о подсанкционной Олимпиаде-80

Фото: РГ
26 августа, 2022

  • 26 августа начинается 44-й Московский международный кинофестиваль
  • Из-за агрессии против Украины у фестиваля отозвана аккредитация Международной ассоциации кинопродюсеров  
  • В основном в конкурсном показе представлены Россия, страны Азии и Латинской Америки

26 августа начинает работу Московский кинофестиваль, уже 44-й по счету. Вторжение в Украину и санкции сказались и на нем: отозвана аккредитации Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров. Это означает, что Московский фестиваль больше не состоит в  престижной категории «А», к которой относятся ведущие мировые фестивали.

Стал московский кинопросмотр провинциальным. Хотя, конечно, сохранил пока что международный статус.

Однако стоит просто привести перечень стран, чьи фильмы представлены в основном конкурсе: Шри-Ланка, Бангладеш, Уругвай, Боливия, Перу, Иран, Турция, КНР. Из европейцев – Румыния, Сербия. Есть один французский фильм.

Развитие киноиндустрии стран Азии и Латинской Америки – это, вне всякого сомнения, хорошо. Но вот Запад почти что отсутствует, и это – показатель сегодняшней ситуации с фестивалем.

Ну и Россия. Разумеется, представлена Россия – сразу три фильма из 13.

Напоминает все это соревнования на московской же Олимпиаде в 1980 году. Тогда из-за санкций после советского вторжения в Афганистан не приехали очень многие хорошо подготовленные западные сборные, а в итоге победителями в медальном зачете однозначно стали советские спортсмены. Что совершенно неудивительно.

Вот что-то подобное наверняка случится и на Московском кинофестивале.

Конечно, можно считать, что и на сей раз подбор фильмов для просмотра – сбалансированный, а половина картин – из «недружественных стран». Об этом и заявил председатель отборочной комиссии Иван Кудрявцев. Но конкурсный подбор говорит сам за себя: это не вполне так, «культурные санкции» все-таки сказались на фестивале.

Есть и некоторая положительная тенденция. Лет двадцать назад, если судить по российским фильмам, в стране имелось только два региона – Москва и Санкт-Петербург. А еще была Чечня, где шли военные действия.

Ныне российские фильмы – по крайней мере из конкурсного списка – связаны с провинцией.

Обозреватель «Ъ» Юлия Шагельман пишет:

«”Огород” Ларисы Садиловой рассказывает о немолодых женщинах, живущих непростой жизнью вдалеке от Москвы, одна из которых, вопреки всему, находит свою любовь. Персонажами “Верблюжьей дуги” Виталия Суслина тоже стали обитатели далекого замкадья. Главный герой этой картины, простой сапожник из маленького провинциального города, мечтает отправиться в путешествие к волшебному морю. Следуя уже устоявшемуся тренду, не обойдется фестиваль и без якутского кино – на нем будет представлен фильм Дмитрия Давыдова “Молодость” о человеке, который после двадцати лет безуспешных поисков счастья в большом городе возвращается в родную деревню».

И это, наверное, даже хорошо. Но есть и минус: «заземленность». Даже в подсанкционном СССР появлялись такие шедевры, как «Через тернии к звездам». Может ли возникнуть в России что-то подобное, ориентированное на будущее, на молодежь, сейчас? Вряд ли. Хотя это – вопрос уже вне рамок Московского кинофестиваля.

Внеконкурсная программа интересней: представлены фильмы в жанре хоррор, сериалы, в том числе мистика. Но и тут не обходится без «дружественной» тоталитарной страны: сразу две внеконкурсных программы посвящены Ирану.

Московский кинофестиваль проводится с 1935 года, с 1995-го он стал ежегодным. Лауреатами его награды – «Золотого Георгия» в разные годы становились картины Федерико Феллини, Анджея Вайды, Кшиштофа Занусси, других международно признанных мастеров кино.

Проведением фестиваля занимается компания «Медиафест», учредителями которой являются подконтрольные Никите Михалкову АНО «Золотой орел» и Национальная киноакадемия. В свое время Московский международный кинофестиваль был сопоставим с Берлинским, Каннским и Венецианским – как по бюджету, так и по подбору.

Но ныне программу фестиваля пришлось пересматривать, а дату проведения – переносить. Все меняется – в сторону провинциальности, обочины современного мира. Уже не говоря о вопросах этики – разумно ли отдавать свои фильмы на фестиваль в столице агрессора в разгар «не-войны»?