ghost
Остальное

Накануне новой волны эпидемии. Как коронавирус повлияет на войну в Украине

Фото: Известия
26 августа, 2022

Запрещая митинги в российских городах по причине коронавируса, власть, тем не менее, своими руками организовала самое массовое мероприятие за десятки лет – почти 200 тысяч солдат на войне с Украиной явно имеют больше шансов распространять ковид. Однако рост заболеваемости идет во всем мире, не только в России. И вынужденная реакция на эпидемию может прямо и кардинально повлиять на войну, и это уже второй вопрос, который непримиримо раскалывает россиян. 

  • Сторонники войны чаще не поддерживают вакцинацию, а противники, наоборот, выступают за ограничительные меры
  • Власть вынуждена будет выбирать, как реагировать на осеннюю волну ковида – угождать сужающемуся кругу лояльного населения и игнорировать эпидемию или еще больше ужесточать внутреннюю политику по причине борьбы с коронавирусом
  • Новая волна эпидемии может стать «черным лебедем» для российской власти, сочетания кризиса во всех отраслях государственная машина может не выдержать

Новая волна пандемии

Пандемия коронавируса, которая началась еще в 2020 году, пока не заканчивается, в ВОЗ предполагали, что ковид станет сезонным заболеванием или же появятся новые штаммы, поэтому болезнь этим летом отступила лишь эпизодически и информационно.

Последний этап «закручивания гаек» выпал на начало 2021 года. Власть решилась на арест Алексея Навального, а протесты подавлялись, помимо традиционных «согласований», еще и якобы борьбой с коронавирусом. Так режиму было удобно следовать антиэпидемическим нормам в угоду политической конъюнктуре.

Накануне осени вирус возвращается в том числе в Россию – показатель заболеваемости вырос на 38% только за последнюю неделю. Число госпитализаций увеличивается по всей стране в 73-х субъектах.

С марта во всех регионах впервые было выявлено более 30 тысяч новых инфицирований, только в одной Москве – свыше 10 тысяч. Однако в марте заболеваемость шла на спад, а сейчас, наоборот, растет.

Косвенным индикатором ухудшения ситуации являются информационные меры. Государственный портал «Стопкоронавирус.РФ» прекратил еженедельную публикацию статистики об уровне коллективного иммунитета граждан РФ. Объяснили это созданием новой методики подсчета, а также трансформацией самого вируса, что делает его похожим на привычные респираторные инфекции.

Однако даже близкий к Кремлю телеграм-канал «Незыгарь brief» комментирует новость о прекращении статистики госпортала критично: «Видимо, с цифрами там катастрофа на фоне новой волны коронавируса».

Коронавирусный фронт

Некоторые политические аналитики начали предполагать, что новая волна эпидемии в информационном пространстве должна затмить неудачи на фронте. Однако такое мнение ошибочно – в таком случае власти, наоборот, рисовали бы эпидемическую ситуацию через федеральные СМИ как катастрофу, чего не происходит.

Отношение россиян к коронавирусу остается довольно скептическим – две третьих считают его созданным искусственно, 90% людей оценили ограничительные меры властей как чрезмерные, кампания по вакцинации также проходила крайне тяжело.

Игнорировать последствия коронавируса власти даже при желании не смогли бы – большое количество заболевших отражается на экономике, на нагрузке на медицинскую систему, на росте смертности и во множестве других факторов. Поэтому ограничения в Кремле решили комбинировать с поощрениями, чтобы вернуть лояльный настрой хотя бы части населения, пишет «Медуза»: «Единственным средством борьбы с растущим социальным недовольством в политблоке АП видят раздачу денег россиянам. Собеседники “Медузы” напоминают, что во время ковидных ограничений и экономических трудностей из-за коронавируса российские власти несколько раз финансово поддерживали население; как правило, эти меры касались семей с детьми и проводились перед выборами. “Осенью недовольных постараются закидать деньгами. Пусть это будут сравнительно небольшие суммы, но все равно получить их людям будет приятно”», — уверен один из источников «Медузы».

Провластный телеграм-канал «Незыгарь» пишет, что россияне не хотят новых ограничений: «Соцопросы и фокус-группы показывают, что общество не хочет возвращения масочного режима. Согласно данным в разных регионах, поддерживают обязательность такого режима примерно 20–30% граждан, причем в основном жители крупных городов и мегаполисов, а в небольших городах и сельской местности доля поддерживающих такой режим еще меньше. Социологи говорят, что российское общество рассматривает текущий свободный от обязательного ношения масок режим позитивно». 

Грядущую проблему очень серьезно оценивает телеграм-канал CYNIC. Авторы пишут, что линия раскола в российском обществе, к тому же сейчас крайне милитаризованном, совпадает с отношением к войне, а следовательно, страна разделена: «Власть вынуждена будет выбрать одну из двух стратегий:

  • стратегия “либеральной вакцинации”: вакцинация является не обязательной, но получение сертификата открывает доступ к значительной отрасли развлекательной сферы услуг (магазины, аптеки, кафе и т. п. остаются в “свободном пользовании” с дистанционными и масочными ограничениями)
  • стратегия “жесткой вакцинации”: обязательная вакцинация. Ее отсутствие ведет к недопуску в места первой необходимости (могут не пускать на рабочие места).

Но в среде сторонников войны, как говорит инсайдер из социологических агентств (результаты проверены и подтверждены предыдущими замерами), более 80% являются противниками вакцинации. Причем более 60% выступают против ношения масок и установления норм социальной дистанции».

Источник также сообщает о прямой корреляции между поддержкой вакцинации и уровнем заработка и образованием. В крупных городах люди с большей зарплатой и высшим образованием чаще поддерживают ограничительные меры, однако эти же люди, несложно догадаться, чаще всего выступают против войны.

Наоборот тенденция также работает – чем меньше населенный пункт, ниже доходы и ниже уровень образования – тем выше среди этой группы поддержка войны с Украиной и неприятие мер по борьбе с пандемией.

Таким образом, по двум наиболее острым сейчас вопросам раскол общества совпадает – зажиточные и умные россияне власти не нужны, бедность народных масс – залог успешного правления и сохранения правящего режима.

«Это не может повлиять на Кремль “прямо”: никаких протестов не будет, но может повлиять косвенно. Постоянное снижение уровня заинтересованности в войне (он падает каждый день, вне зависимости от новостной сводки) на фоне необходимости в ковидных ограничениях приведет к тому, что Путин останется без электоральной опоры, а это делает невозможным применение военных и экономических мобилизационных мер.

Поддержка войны перестанет быть равной поддержке Путина, а этим будут пользоваться конкурирующие силовые структуры, которые уже начинают играть на эскалацию войны “любой ценой”. И вот на этом диссонансе поддержки “ястребы” смогут совершенно спокойно ликвидировать Путина, назвав того “национальным предателем” (кейс Берии).

Так что “ковидное время” очень удобно для блока сторонников тотальной войны. Путин проигрывает оному и в контексте желания заморозить войну, и в контексте пандемических ограничений».

Власти долго и тщательно готовились к нынешней войне – понимали, что будут санкции, закрытые границы, проблемы с поставками иностранных комплектующих, и по ряду вопросов худо-бедно налаживали альтернативу. Но подготовиться к так называемому «черному лебедю» невозможно, на то он и непредсказуемый. Это новое неизвестное в, казалось бы, понятной формуле для Кремля может разрушить весь «хитрый план».

Чем больше антивакцинаторов, тем меньше антивакцинаторов

Кризис с коронавирусом, вынуждая власти прибегать к неординарным и непривычным в стабильное время мерам, ставит под вопрос легитимность и доверие к власти. По любому вопросу Кремль смело забирал у народа инициативу и принятие решений, а в вопросе эпидемии режим свалил ответственность на региональные власти и на самих людей. Для современной российской власти это невиданная ситуация.

Легитимность демократического общества строится на общественном признании результатов выборов, даже если выбор большинства имел минимальный перевес, оставшееся меньшинство признает власть. Такую систему можно назвать основанной на осознанных действиях общества.

В авторитарных режимах власть также держится на одобрении большинства, правда, его как такового может не быть – для имитации всенародной поддержки и нужна пропаганда, имитация любви режима и целая коллекция инструментов, среди которых – страх.

Все 22 года правящий режим использовал разные методы для удержания власти, начиная от обоснованного страха второй половины XX века как терроризм, превратив его в метод для репрессий против несогласных, используя исторические страхи россиян вроде кровавой Октябрьской революции или нищенских 90-х и заканчивая страхом оказаться в окружении врагов. Так легче убедить хоть какую-то часть населения в необходимости нелогичных решений власти – наподобие войны против Украины вместо траты денег на нужды собственных граждан.

Россия, разработав собственную вакцину от коронавируса, все равно оказалась в лидерах по смертности и заболеваемости. Хроническое недоверие к власти в буквальном смысле погубило тысячи жизней. Бунтовавшие сотни лет европейцы смиренно сделали вакцины, соблюдали социальную дистанцию и носили маски. А нарушение этих правил самими властями приводило к огромным скандалам, как в случае с британским премьером Джонсоном.

Однако авторитарный режим отличается четкой вертикалью власти, но низкой эффективностью, поэтому, столкнувшись с настоящей проблемой, результат ее решения может быть очень сомнительным.

Коронавирус мог бы быть эксплуатируемым страхом для поддержания порядка, но власть не может предложить людям спасение от этого страха, хотя опасность как раз реальна. Следовательно, если власть не может решить проблему, ее нужно менять, начнут думать все больше россиян.

Поэтому ограничения, которые вводят власти для населения и требуют с помощью аппарата принуждения придерживаться их, во-первых, вынуждают соблюдать эти правила самих представителей власти, а во-вторых, возлагают на руководство страны ответственность за жизни своих граждан.

Для западного мира вопрос стоял особенно остро – ведь ради спасения жизней самих людей общество должно было уступить свои права и свободы и в некотором смысле даже свободу слова, ведь право агитировать против вакцинации было отобрано по причине угрозы жизней неосведомленных граждан.

В России многие свободы были попраны еще раньше в обмен на пресловутую стабильность, и когда придется ужесточать режим еще и по медицинской, уже обоснованной причине, недовольство населения может выплеснуться.

Перед правящим режимом появляется дилемма – не заботиться о своем населении ради сохранения лояльности. Но, учитывая взаимосвязь между поддержкой власти и поддержкой вакцинации, Кремль так или иначе будет терять своих сторонников. Естественным путем или электоральным.

Дилеммы могло и не быть, не начни режим войну с Украиной, ведь прежние ограничения, которые вводились в 2020–21 годах, общество все же приняло. Теперь же Кремль будет терять свой главный ресурс – сторонников, на которых и держалась власть.