ghost
Остальное

Девалютизация, поиск новых инвестиций и отказ от ESG-стандартов: что сегодня на повестке у российских финансистов

Фото: ТАСС
1 сентября, 2022

В начале августа Центробанк представил свое видение будущего финансового рынка в санкционных условиях. Доклад регулятор опубликовал на сайте и предложил всем желающим присоединиться к дискуссии. Разбираемся, какие новые меры намерен внедрять Банк России для регулирования финансового рынка и против чего категорически против выступают его участники.

  • В Центробанке предлагают создать автономный фонд поддержки банков из средств всех участников финансового рынка. Последние выступают против такой идеи
  • Регулятор продолжит курс на девалютизацию, участники рынка призывают оставить расчеты в валюте за иностранные финансовые инструменты
  • Банк России намерен существенно сузить права розничных инвесторов. Участники фондового рынка говорят о рисках тотальных ограничений

Как в ЦБ видят будущее финансового рынка?

Доклад ЦБ под названием «Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях» насчитывает аж 30 страниц. Однако по большому счету это описание того, как должно быть, но без четкого алгоритма действий. И все же разберемся, что предлагает регулятор.

Обеспечение устойчивости финансовых организаций. Центробанк предлагает постепенно возвращаться к публикации отчетности банками и кредитными компаниями, поскольку дальнейшее сокрытие такого рода информации приведет к неэффективному распределению ресурсов в экономике и накоплению чрезмерных рисков, что в свою очередь будет влиять на стабильность в этом секторе.

Регулятор не видит необходимости в докапитализации финансового сектора, однако на крайний случай предлагает создать автономный фонд поддержки сферы. Предполагается, что отчисления в него будут делать сами же игроки рынка по аналогии со страховкой. Отдельно подчеркивается, что поддержка будет предоставляться только в случае форс-мажорных обстоятельств, а не при неумелом управлении рисками.

Что касается замороженных активов, тут регулятор предлагает чисто декларативные меры, вроде особого учета таких средств и объединения финансовых организаций, для того, чтобы совместно отстаивать свои интересы и обмениваться требованиями с контрагентами из так называемых «недружественных» стран.

При этом Центробанк не собирается выкупать заблокированные активы у финансовых организаций. По мнению регулятора, это чревато масштабной денежной эмиссией с разрушительными инфляционными последствиями, которые приведут к обесцениванию сбережений и доходов граждан, росту процентных ставок и невозможности формирования долгосрочных инвестиций.

ESG-повестка (Environmental, Social and corporate Governance — с англ. экологическое, социальное и корпоративное управление) регулятором сохраняется. То есть Центробанк продолжит стимулировать компании уделять место в своей стратегии заботе об экологии и быть социально ориентированными.

Банковский сектор. Тут ЦБ выделяет два основных направления: девалютизацию и привлечение средств банков в экономическое развитие.

Регулятор собирается разработать дополнительные меры, направленные на сокращение финансовыми организациями операций в валюте. Небанковским компаниям в ЦБ рекомендуют переводить средства из «‎недружественных» валют в иные ликвиды. Для корпораций с госучастием выдадут соответствующие директивы.

Целый раздел отчета Банка России посвящен необходимости привлечению средств кредитных организаций в долгосрочные проекты по экономическому развитию. Какой-либо конкретики от регулятора не следует. Он предлагает внедрять риск-ориентированные стимулы и предоставлять банкам государственные гарантии и  поручительство институтов развития или выпуска облигаций. Помимо этого говорится о необходимости расширения потенциала развития региональных банков и наращивания их возможностей по участию в кредитовании.

Долгосрочные сбережения для граждан. Поскольку внешний рынок капитала ограничен для России, главным донором для развития экономики страны, по мнению регулятора, должны стать внутренние источники, в частности сбережения граждан. Для этого Центробанк намерен:

  • завершить работу по созданию гарантирования Негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) по примеру страхования вкладов;
  • стимулировать граждан формировать пенсионные сбережения;
  • расширить инвестиционные возможности НПФ за счет отмены части требований к составу и структуре их портфелей. О перспективах внедрения такой практики сайт «Утро Февраля» писал тут.
  • оказывать поддержку корпоративным системам добровольных пенсионных накоплений;
  • создать новые финансовые продукты для формирования долгосрочных сбережений: специальные длинные ОФЗ с доходностью, привязанной к  инфляции, специальные долгосрочные банковские вклады, которые могут быть источником долгосрочных пассивов банков, специальные ПИФ (паевые инвестиционные фонды), безотзывные сберегательные/депозитные сертификаты;
  • создать единый механизм налоговых льгот для долгосрочных инвестиций.

Рынок капитала. Регулятор намерен внедрить льготные режимы размещения ценных бумаг для компаний из сферы высокотехнологичного производства, импортозамещения, несырьевого экспорта. В это же время предлагается существенно ограничить возможности неквалифицированных инвесторов. В частности, это касается права на покупку новых иностранных акций. Имущественный порог для приобретения статуса квалифицированного инвестора ЦБ намерен поднять, перечень зачисляемых активов в эту сумму уменьшить, а наличие специального экономического образования вычеркнуть из списка самостоятельных критериев, по которым можно получить такой ранг. Еще одно изменение, который Банк России предлагает ввести для защиты розничных вкладчиков — это увеличение количества вопросов в тестировании. Подробнее о последствиях таких инициатив можно прочитать в материале сайта «Утро Февраля» — «Нет торговли – нет проблем: как в ЦБ решили защитить розничных инвесторов».

Противодействие отмыванию доходов. Тут регулятор предлагает упростить систему контроля, чтобы снизить нагрузку на бизнес. В частности, предлагается уменьшить набор документов, необходимых для подписания договора между банками и их клиентами, расширить возможности использования механизма видеоидентификации, создать единый государственный информационный ресурс, который будет содержать персонализированную информацию по всем клиентам кредитных организаций, сократить количество финансовых операций, которые подлежат обязательному контролю.

Что предлагают участники финансового рынка?

Больше всего участники рынка критикуют предложения о полной девалютизации, новые ограничения для неквалифицированных инвесторов и намерение регулятора создать фонд поддержки банков за счет отчислений всех финансовых организаций.

Например, в Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) выступили против новых ограничений на расчеты в валютах так называемых «‎недружественных» стран. В частности, там предлагают сохранить возможность расплачиваться зарубежными деньгами за иностранные финансовые инструменты, обращающиеся на российском рынке.

Представители фондового рынка также сетуют на то, что предложенные нормы ЦБ, в дальнейшем ведут к широкому ограничению их прав.

«Мы сомневаемся, что правильно уделять то внимание, которое уделено в докладе идеи прямых механизмов продаж стандартных инструментов фондового рынка инвесторам. Мы полагаем, что это скорее приведет к фрагментации рынка,  снизит диверсификацию портфелей розничных инвесторов, снизит качество клиентского обслуживания розничных инвесторов, не позволит развивать продуктовую линейку для розничных инвесторов, создаст дополнительные операционные риски на инфраструктуру и снизит ликвидность на финансовом рынке. Все те функции, которые в настоящее время осуществляються посредниками, должны продолжать ними осуществляться. Предложенные в докладе ограничения на инвестиции неквалифицированных инвесторов в иностранные ценные бумаги это неправильно. Также возражаем против ужесточения требований к квалифицированным инвесторам», — выразил позицию Национальной ассоциации участников фондового рынка Алексей Тимофеев во время обсуждения доклада Центробанка на площадке аналитического центра «‎Форум».

«В докладе очень много посвящено слов, что финансовый рынок должен более активно влиять на развитие экономики, предоставлять ресурсы для инвестиций, но при этом везде написано, что нужно защищать все возможные категории инвесторов от рисков: и НПФов нужно защищать, и физиков нужно защищать, и банки нужно защищать и т. д. А кто на себя эти риски возьмет?» — задавался вопросом во время того же обсуждения директор Санкт-Петербургской биржи Роман Горюнов.

Недовольны участники финансового рынка и намерением регулятора создать фонд поддержки банков на случай форс-мажорных обстоятельств за счет средств самих же финансовых организаций.

«Из доклада неясно, какого рода форс-мажорные обстоятельства могут страховаться средствами этого фонда. Тем не менее предполагается, что этот фонд будет финансироваться средствами участников финансового рынка. Неясность этой идеи и сомнения в том, что такого рода форс-мажорные обстоятельства могут существовать, заставляют нас скорее возражать против идеи создания такого фонда» — сказал Алексей Тимофеев.

В Национальном совете финансового рынка говорят, что при таком механизме возникает риск перераспределения потерь от крупных игроков, попавших под санкции, в стороне небольших по капиталу участников сектора без госучастия. Более того, на практике будет крайне сложно определить, что стало причиной убытков банков: санкции или неграмотное управление рискованными бизнес-моделями. Логично, чтобы поддержку финорганизациям под санкциями оказывали ЦБ и правительство.

Что касается дальнейшего следования ESG-повестки и базельским принципам, в обществе финансистов мнения разделились. Одни полагают, что уделять этому время сейчас бессмысленно, поскольку соблюдение этих стандартов необходимо для интеграции в западную систему, от которой по сути РФ изолирована. Другие подчеркивают, что этих принципов придерживаются и финансовые организации так называемых «‎дружественных» стран, с которыми Россия в последние время расширяет сотрудничество.

Хотя в Банке России и заявили, что учтут пожелания участников финансового рынка при подготовке финального документа новых регуляторных мер, рассчитывать на то, что ЦБ пойдет на встречу по всем вопросам, не стоит. Регулятор в первую очередь руководствуется минимизацией своей ответственности за процессы, происходящие на рынки, отсюда и попытки запретить покупку иностранных акций (пока только для «неквалов», неквалифицированных инвесторов) и выудить средства на поддержку отрасли у самих же ее представителей.