ghost
Остальное

Контрнаступление в медиавойне

Фото: Kriuchkova Katherine / Banda
2 сентября, 2022

  • Разгул Кремля и опоздание Запада
  • Be Brave Like Ukraine. И другие шедевры
  • Запад догоняет?

Опоздание

Надоело? А – надо. Надо знать про кремлевскую пропаганду. И про борьбу с ней. Которую только-только начинает Запад. Точнее – пытается начать.

Не надо думать, что его о ней не предупреждали. Предупреждали. Писали. Еще до войны. Питер Померанцев – в работе «Это не пропаганда». Другие – в книгах и статьях. И я писал. И разбирал кейсы на авторитетных площадках. И объяснял на примерах, как работает пропаганда с миллионами адресатов в РФ и за рубежом. Говорил с главой East StratCom Task Force – «Оперативной рабочей группы по стратегическим коммуникациям», еще в 2015 году созданной ЕС «специально для противодействия кампаниям российской дезинформации», авангардом которой стал проект EUvsDisinfo. Нас усердно читали и внимательно слушали. А она – работала. Причем очень мощно. А спохватились в связи с этим только 24 февраля. Потому что война.

Тут-то и выяснилось: спохватились, да опоздали. Тема – не освоена. И приходится это делать – понимать, разрабатывать рекомендовать, решать и внедрять – буквально в боевых условиях. Когда не знаешь, где взорвется, и тестировать верность решений приходится под огнем врага.

Потому что «холодная» медиавойна мировоззрений, доверий, знаков, образов и смыслов – вплоть до интонаций (не говоря уже о дезинформации) – до очень высокой степени отражает войну «горячую» – ту, что в Донбассе, Херсоне, Мелитополе, Харькове и всюду в Украине. А теперь и в России.

Будь смел, как Украина

Тогда ряд украинских мастеров сориентировались очень быстро и четко. И – порой буквально наощупь – нашли ряд сильных ходов. Быстро поняв, что на этом поле воевать надо не от обороны, а от атаки. Причем и там, где противник этого ждет, и там, где уже вовсю играет – скажем, в YouTube. Удачей стали каналы на украинском и русском языках, разоблачающие больной кремлевский телебред. А еще большей – высмеивающие его исполнителей. Соловьеву, Симоньян и им подобным ловкая издевка над этими клоунами-садистами порой опасней глубокого разбора их методов и приемов.

Среди серьезных жанров хороши и тематические фрагменты марафона «FreeДОМ», включая анализ советника главы Офиса президента Украины Сергея Лещенко; и целевые программы ICTV и UATV; и «ГРОШI». Прорывом стали эфиры Олега Жданова. И ярким успехом – украино-русскоэмигрантский тандем Алексея Арестовича и Марка Фейгина. Все проекты достойны изучения и особого разговора. И он в свой черед, конечно, будет.

Удачное место для удара – то, где враг не ждет. И тут шедевром стала кампания «Сміливість», разработанная агентством Banda, развернутая им вместе с Минцифры –многоцелевой проект, действующий во многих сферах и превративший храбрость украинцев в мощный глобальный бренд. И дело не только в том, что девиз Be Brave Like Ukrainе – «Будь смел, как Украина», сегодня сияет на улицах, на вокзалах и станциях метро в Австрии, Англии, Германии, Грузии, Италии, Испании, Канады, Польши, США и многих других стран.

А в том, что масштабы поддержки Украины, мобилизованной этой кампанией, огромны. Banda нашла и внедрила творческое решение, сравнимое по весу с высшими образцами брендинга в истории отрасли. И начала контрнаступление в медиавойне.

Запад догоняет?

«Творческие решения» – вот, что нам нужно, объявили на днях Брюсселю специалисты из ФРГ и Франции. То есть все это время они не сидели сложа руки. А искали: как распространять в РФ неподцензурную информацию. Их идеи, пишет Bloomberg, доступны в неофициальном документе «Защита международного порядка в эпоху системного соперничества: отношения между ЕС и Россией». Его обсуждение будет закрытым.

Жаль. Будь он издан, можно было бы оценить серьезность и внятность внесенных предложений. А сейчас можно отнестись только к версии Bloomberg. Судя по ней, бороться с пропагандой в РФ Запад планирует, применяя «технические меры против российской цензуры через Центр обхода интернет-цензуры». А также – продвигая контент на русском языке для россиян и русскоязычных меньшинств за рубежом.

Кроме того, планируется финансировать видеокурсы медиаграмотности на русском языке и продвигать их в YouTube, Facebook, TikTok, «Вконтакте» и в Telegram-каналах.

То есть в Европе могут создать Центр обхода российской интернет-цензуры. Допускаю, что документ включает и список средств, которые может использовать Центр.

Проблем с кадрами нет. В Европе хватает квалифицированных и мотивированных русских IT-специалистов. По оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций, в первый месяц войны РФ покинуло 50–60 тысяч профессионалов коммуникационных технологий. А в августе, сообщает «Радио Свобода» их было уже 170 тысяч.

Впрочем, ТАСС пишет, что многие хотят обратно. Возможно. Но это:

  • не повлияет на доступность Центра качественных кадров;
  • может быть той самой пропагандой, которой посвящен документ, предложенный ЕС.

Бороться с ней сложно. Так как ее цель – лишь в малой мере здравый смысл. А в большой – бессознательное. Вот суть этого инструмента – управление поведением и выбором. И это может мешать. Ибо видеокурсы медиаграмотности, адресованные россиянам, скорее всего, будут обращены к их здравому смыслу. Таков западный подход. А восточный – иной. Пока курсы ЕС разъясняют методы манипуляций людьми, то есть просвещают, пропаганда ими манипулирует, то есть управляет. Что успешней? Стоит ли гадать? Но если курсы окажутся неэффективными, большие деньги пропадут зря.

Другое дело – русскоязычный контент. Его используют с первых передач «Радио Освобождение», а после – «Радио Cвобода» в компании других «радиоголосов». Но нынче таргет-группы не «мечут антенну на гардину», как в СССР, и не крутят настройку, а серфят сеть. Думаю, в ЕС это учтут. Так что будем ждать их творческих решений.

В совместном документе Франция и Германия сделали акцент на том, что «возможность лично испытать жизнь в условиях демократической системы может иметь трансформирующую силу воздействия». Они убеждены в необходимости проявить осмотрительность в вопросе введения ограничений на выдачу виз, «чтобы не допустить подпитки нарратива российских властей, не спровоцировать непреднамеренно эффект объединения вокруг флага и не оттолкнуть будущие поколения».