31 августа из четырех турбин «первого» «Северного потока» прекратила работать последняя. Согласно официальному объяснению от «Газпрома» – по причине ее поломки. Долгая эпопея с ремонтом и поставкой новой турбины, которую из Канады должны были передать в Германию компании Siemens, а уже оттуда в Россию, до сих пор не окончена, и агрегат так и не прибыл к месту назначения. Теперь Европа может остаться и вовсе без газа, а Россия без доходов. Кто пострадает больше?
«Газпром» под предлогом поломки турбины остановил поставки газа по «Северному потоку – 1»
В Еврокомиссии называют эту причину ложной, а Дмитрий Медведев сам говорит о политической мотивации
Прекращение поставок – это попытка давления на Европу перед введением потолка цен на трубопроводный газ из России
«Поставка по «Северному потоку» полностью прекращена, сегодня начинаются планово-предупредительные работы на газоперекачивающем агрегате», – объявили в компании «Газпром» в среду.
Сначала планировалось, что работы займут несколько дней, и уже 3 сентября подача газа будет возобновлена. Потом в компании уточнили, что время запуска неизвестно, а газопровод остановили на неопределенный срок.
В Германии отреагировали на фактическую остановку прокачки голубого топлива и акцентировали внимание, что технические проблемы не являются причиной для остановки подачи газа: «Это рутинная процедура, входящая в работы по техническому обслуживанию. В прошлом возникновение такого рода утечек также не приводило к остановке производства».
В «Газпроме» уже успели таинственно ответить немецким партнерам: «Компания Siemens принимает участие в ремонтных работах в соответствии с действующим контрактом, обнаруживает неисправности, подписывает акт об обнаружении утечек масла, готова их устранять. Только ремонтировать негде».
Несмотря на очевидную политическую мотивацию такого решения, «Газпром» продолжает делать вид, будто причиной решения об остановке работы «Северного потока» является поломка, а не решение высшего руководства страны.
В Еврокомиссии прямо говорят о России, как о ненадежном поставщике ресурсов: «Является еще одним подтверждением его («Газпрома», — ред.) ненадежности как поставщика. Это также доказательство цинизма России, поскольку она предпочитает сжигать газ вместо того, чтобы выполнять контракты».
«Сжигать газ» Россия начала еще месяц назад. На распределительной станции, где начинается трубопровод в Европу, голубое топливо, чтобы не поставлять заграницу, демонстративно уничтожают, при этом чтобы было видно иностранным партнерам. Это нечто среднее между ликвидацией подсанкционных товаров и «потемкинскими деревнями» в Северной Корее, цель которых – показать свою независимость.
Проблемы у «Газпрома» начались одновременно с полномасштабным вторжением в Украину. О разрушительных санкциях Кремль предупреждали многократно, но зависимость многих западных стран от российских энергоресурсов, видимо, убеждала правящий режим в невозможности отказаться от этой зависимости. Впрочем, в Москве в очередной раз недооценили противника.
Первые несколько пакетов санкций нанесли серьезный удар большинству отраслей российской промышленности и экономики, но ресурсы в этот список не попали. Либеральные западные политики отвечали на упреки своих более категоричных коллег, что санкции в первую очередь должны наносить урон российской власти, а не самим западным странам.
В то же время львиная доля финансов российского бюджета пополняется именно за счет экспорта нефти и газа на мировой рынок, а из них большую часть покупает именно Европа. Именно на этом зиждется пока еще стабильная экономика РФ.
Однако поскольку первые ограничительные меры не повлияли на Россию, пришлось переходить к более жестким и непростым решениям. С весны в Европе стали обсуждать отказ или серьезное уменьшение использования российских нефти и газа. Валютные ограничения и буквально три месяца войны еще не позволяли Европе полностью ввести эмбарго, поэтому Владимир Путин воспользовался этой слабостью, и вынудил ряд стран платить за газ в рублях.
Крупнейшие покупатели, как Германия, Франция, Австрия, Италия и другие, лишь частично согласились на ультиматум. Деньги они стали переводить в Газпромбанк все же в евро, а там уже их конвертируют в рубли. Такая мера частично позволила российской экономике отсрочить падение.
Но все это время российским энергоресурсам искали замену, причем не из одного источника, а из нескольких. Диверсификация поставщиков является одним из обязательств третьего энергопакета ЕС, который Брюссель вынужден был ранее нарушать из-за давления Москвы. Теперь тесная связь ликвидирована, и поиск замены монополисту необходим.
Во-первых, добычу нарастила Норвегия, откуда газ удобно транспортировать во все европейские страны. Во-вторых, увеличатся поставки из других стран – Алжира, Азербайджана, Катара, США через терминалы СПГ. То есть морским, а не трубопроводным путем. В некоторых странах вроде Германии все еще мало терминалов, которые могут принимать сжиженный газ, но они уже активно строятся, это вопрос лишь нескольких лет.
Следующим шагом станет введение потолка цен на российский газ. «Газпром» опять-таки ничего не может сделать с этим решением, ведь даже если в компании решат отказаться продавать газ европейцам, то потеряют не меньшую часть доходов – как это предусматривается санкциями, а большую часть, так как останутся без главного покупателя. Если же они продолжат поставлять газ по заниженной фиксированной Западом цене – это будет удар еще больший, но уже репутационный. В глазах лояльной режиму общественности у «ахиллеса» обнажится слабое место.
Известный последнее время своей агрессивной риторикой замглавы Совбеза Дмитрий Медведев пригрозил, что Россия пойдет на радикальный сценарий: «Для ЕС пришло время ввести потолок цен на трубопроводный газ из России», – заявила тетенька фон дер как там Ляйен. Будет как с нефтью. Российского газа в Европе просто не будет».
Продемонстрировать свою независимость и категоричность – хорошо для радикально настроенной части российского общества. Но последующее падение доходов, рост цен, инфляцию, и общий экономический упадок объяснить, а главное исправить будет уже куда сложнее.
Фактически Дмитрий Медведев признает, что решение об ограничении поставок газа в Европу «Газпромом» – решение политическое и никак не связано ни с какими поломками. Зачем придумывать фальшивые причины самой газовой компании, которая якобы так дорожит репутацией надежного поставщика, совершенно неясно.
Расчет Кремля, несложно догадаться, на поставки газа в другие страны мира – в Азию. Хотя пока что ситуация там также не радужная. За восемь месяцев 2022 года снизил добычу на 14% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. А экспорт упал и вовсе на 37%. Показатели были опубликованы самим «Газпромом» 2 сентября.
Зато в компании четко обозначают, кто является их последней надеждой: «Растет экспорт газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» в рамках двустороннего долгосрочного контракта между «Газпромом» и CNPC. Поставки регулярно идут сверх суточных контрактных количеств».
Более того, глава «Газпрома» Алексей Миллер анонсировал уже третий газопровод в Китай, кроме «первой» и «второй» «Силы Сибири»: «Мы знаем, что китайский рынок — самый динамичный в мире, и за предстоящие 20 лет, по прогнозам, прирост потребления газа в Китае составит 40% от прироста мирового потребления газа в мире. Поэтому мы подписали еще один контракт на поставку газа в Китай. Это «дальневосточный» маршрут. По этому проекту мы уже приступаем к разработке проектно-сметной документации».
Если Европа и США смогут установить потолок цен на российский газ – то его цена снизится, причем на всех мировых рынках. Поэтому в «Газпроме» хотят заключать долгосрочные контракты, цена таких соглашений ниже рыночной, особенно на нынешнем этапе, когда стоимость голубого топлива из-за кризиса бьет рекорды, но зато надежная – на случай, если цены упадут.
На такое соглашение пока что идет Китай, второй крупный потенциальный партнер – Индия, все еще в раздумьях. Вероятно, Вашингтон предлагает Дели альтернативы и другие экономические преференции, чтобы перетянуть на свою сторону традиционно нейтральную страну.
Западные политики не раз говорили, что энергетика – это один из видов российского гибридного оружия. Компания «Газпром», как крупнейшая компания России, еще с 90-х годов не раз выручала правительство финансовой помощью внутри страны, а когда страна экономически окрепла, «Газпром» стал дополнением к политическому влиянию правящего режима за границей.
Если решение о потолке цен удастся воплотить, то это станет самым мощным ударом по российской экономике. Конечно, какая-то часть газа будет продолжать поставляться нелегально, как, например, сжиженный газ можно отправлять на танкерах третьих стран без привязки к России, но доходы не только «Газпрома», а всего российского бюджета в любом случае значительно упадут.
Европа также испытает проблемы, но, имея комплексный подход к решению любой проблемы, и здесь найдет выход. Некоторый дефицит в ближайший год-два жители Старого Света действительно могут испытывать, зато на десятилетия вперед Европа избавится от экономического рычага давления на них со стороны России. Такая сделка того стоит.