ghost
Остальное

«Специальное военное отступление»: что происходит на фронте и как реагируют россияне на успехи ВСУ

Фото: ivBogdan
12 сентября, 2022

  • Контрнаступление ВСУ застало российские войска врасплох: военные покидают оккупированные города, оставляя технику, сослуживцев и тела
  • Российские эксперты, журналисты и политики в полном недоумении после контрнаступления ВСУ 
  • «Россия сейчас занимает реактивную позицию и вынуждена реагировать на обстоятельства, которые создали для ее армии украинские силы обороны», – военный эксперт Владислав Селезнев

«На Харьковском направлении мы начали продвигаться не только к югу и востоку, но и к северу», – заявляет главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный.

Контрнаступление украинской армии застало российские войска врасплох. Военные смогли освободить свыше 2000 квадратных километров ранее оккупированной территории. Американский институт изучения войны сообщил, что ВСУ за несколько дней освободили больше, чем Россия захватила с апреля.

До выхода на госграницу остается каких-то 50 километров. А в Казачьей Лопани, что в пяти километрах от России, где раньше был таможенный и погранконтроль поездов, ВСУ уже подняли украинский флаг. Населенные пункты российская оккупационная армия покидает с позором, оставляя раненых сослуживцев, погибших и много трофейной техники. Украинские бойцы в шутку прозвали это «российским ленд-лизом». Среди прочего:

  • 20 танков на ходу, в основном Т-80 (примерно 20 нуждаются в ремонте);
  • 40 единиц легкобронированной техники;
  • 10 единиц российской артиллерии, из них 4 «Мста-С»;
  • больше 100 единиц колесной техники.

«Такое ощущение, что генералы, как в начале войны, говорят Путину: «Сам заварил, сам и разбирайся. И не надо нас критиковать и ставить своих любимчиков». Поэтому регулярная оккупационная российская армия отходит, оставляя боевиков, набранных в Донецкой и Луганской областях, и российских ментов с омоновцами. И те уже бегут в беспорядке»,делится  наблюдениями политолог Иван Преображенский.

Но российские пропагандисты уверяют: все, что мы видим, называется не иначе, как «спланированный уход». Хотя псевдореферендумы об аннексии к России оккупированных украинских территорий переносятся на неопределенный срок. Об этом сообщает издание «Медуза», ссылаясь на анонимные источники, близкие к Кремлю.

Политтехнологи, отвечающие за референдум, ныне покинули территории Харьковской и Запорожской областей, но пока остались в Херсонской.

Ранее сообщалось, что псевдореферендум готовили на 11 сентября. Он должен был пройти вместе с региональными выборами в России. Однако провести его, по понятным причинам, не удалось.

Сейчас у россиян остается лишь одна символичная дата: 4 ноября – День народного единства. Ее ранее под давлением лично Путина установила Администрация президента РФ. Однако источники заявляют о полной неопределенности. Теперь все зависит только от того, как будет проходить контрнаступление ВСУ.

Как оправдывается Россия

«Что касается хода специальной военной операции, то это – к моему коллеге официальному представителю Минобороны РФ Игорю Конашенкову», – ушел от ответа пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. Во избежание ненужной ему критики как с украинской стороны, так и российской.

Бывший главарь террористических группировок Игорь Гиркин устроил панику из-за успехов Вооруженных сил Украины на Харьковщине. Он считает, что россияне провалили уже все что могли.

«Налицо – продолжающийся острейший оперативный кризис на широком участке фронта, уже переросший в крупное поражение. Сейчас, по сути, речь нашей стороны может идти только о том, как прекратить его дальнейшее углубление и не допустить перерастания оперативного поражения в стратегическое… Хотя, в общем, оно уже переросло. «Сражение за инициативу» противник уже выиграл. Теперь речь должна идти о том, чтобы не дать ВСУ окружить и уничтожить крупные соединения наших войск. И, да, увы – все это было мной ожидаемо», – заявляет Гиркин.

Тот, кто не взял «Киев за три дня», нашумевший «полководец» Рамзан Кадыров намерен вмешаться в сложившуюся ситуацию и потребовал от Министерства обороны РФ внести изменения в проведение так называемой «специальной военной операции».

«И если сегодня-завтра не будут сделаны изменения в стратегии проведения специальной операции, я вынужден буду выходить на руководство Министерства обороны и руководство страны, чтобы разъяснить им ситуацию, которая реально находится там на земле. Она очень интересная, даже «офигенная», я бы сказал. То, что ушли, отдали несколько городов, сел – в этом тоже есть свой плюс», – рассуждает глава Чечни.

Российский политик и писатель Захар Прилепин потерял всякий оптимизм и даже впал в небольшую депрессию. Он признает, что в Украине идет настоящая война, а не прикрытие под названием «специальная военная операция».

«В этом молчании нас варят вкрутую, как лягушку во французском супе, постепенно поднимая градус кипения. Молчание выгодно безответственным и непрофессиональным руководителям, кто отвечает за операцию, но вместе с собой они погубят и страну», –жалуется Прилепин.

Так называемый «военкор» Александр Коц признает, что ВСУ добились значительных успехов в Харьковской области и что есть риск попадания российских войск в «котел».

«Всего за трое суток ВСУ удалось продвинуться на отдельных участках до 20 километров. Однако таким образом они вытянулись в два «мешка» к югу и северу Балаклеи, которая теперь имеет стратегическое значение. Если ее не удержать, то обе «кишки» соединятся, выравняв фронт. При наличии же коридора в этот город с нашей стороны и подхода резервов из этих «мешков» можно нарезать «котлы» в случае, если будет развернуто наше контрнаступление. Положение на этом направлении остается очень тяжелым», – пишет он в Telegram.

Известная пропагандистка Маргарита Симоньян опубликовала пост, в котором призвала «прекратить заниматься паникерством» в отношении Балаклеи. Но наблюдательные пользователи подняли скандал – многие комментаторы из-за поражения в Балаклее призвали Симоньян взглянуть правде в глаза.

«Товарищи, заканчивайте с паникерством и поиском виноватых. Сейчас главная задача командования – стабилизировать фронт и причитания «ах все плохо» делу не помогают совершенно. Не надо делать за ЦИПСо их работу. Разборы полетов будут после завершения балаклейско-купянской оборонительной операции. 

За годы освещения различных войн уже давно на практике убедилась, что ни одна война не состоит только из побед. Учитесь по-мужски воспринимать неудачи», – заявила Симоньян.

Некоторые россияне всячески пытаются помочь армии РФ «встать на ноги». Для этих целей появилась выдержка, где людей призывают вмешаться в «решающий бой в Украине» молитвой.

«Этот бой либо приведет Россию к победе, и НАТО ввязываться не будет, либо, если Россия проиграет (да не будет так!), нас раздавят. Бойцы просят молитв! Помоги им, Господи! МОЛИТЕСЬ О НАШИХ БОЙЦАХ О СИЛЕ ИХ ДУХА!» – цитируем слова из призывающей выдержки.

«Специальное военное отступление», или Об успехах ВСУ

Украинские войска окружили Балаклею в начале недели. Несколько дней продолжались бои. В четверг, 8 сентября, ВСУ вошли в город. Боев в городе не было, но, по сообщениям местных жителей, короткое время слышалась автоматная стрельба. В тот же день над городом был поднят украинский флаг, и Владимир Зеленский подтвердил этот факт. Флаг был установлен и на памятнике Тарасу Шевченко. Однако официально освобождение Балаклеи было объявлено завершенным только 10 сентября. До этого шла проверка и выявление коллаборационистов и российских диверсантов.

Утром 10 сентября стало известно, что ВСУ вошли в Купянск и установили в городе украинский флаг. Город считался админцентром оккупированой части Харьковской области. Бойцы украинского спецназа «Альфа» уже сфотографировались и в Купянске. Позднее генерал Александр Сырский, командующий украинскими войсками на востоке, сообщил, что этот город освобожден лишь наполовину. Оккупанты отступили в восточную часть Купянска, за реку Оскол (позже они объявили о намерении сделать ее своим новым оборонительным рубежом). В середине дня 11 сентября депутат городского совета Вадим Крохмаль сообщил, что ВС РФ еще держатся за рекой, бои продолжаются, однако город «почти освобожден». И добавил, что российские войска при отступлении обстреляли Купянск.

Днем 10 сентября отдельная Сичеславская воздушно-десантная бригада ВСУ опубликовала видеоролик, на котором ее бойцы позировали рядом со стелой на въезде в Изюм.

Параллельно с этим «первый заместитель министра информации ДНР» Даниил Безсонов подтвердил, что российские войска покинули Изюм и некоторые другие населенные пункты Харьковской области. Чуть позже заместитель мэра Изюма Владимир Мацокин сообщил, что украинские войска находятся в городе и подняли государственный флаг над горой Кременец – высочайшей точкой Харьковской области. Но, по его словам, операция по освобождению Изюма еще не была закончена. Вечером главный редактор издания «Цензор.НЕТ» Юрий Бутусов отметил, что из Изюма ушли не все российские войска – часть из них оказалась в котле и методично уничтожается, а пленные пополняют обменный фонд.

На следующий день эксперты американского Института изучения войны (ISW) заявили, что украинские войска могут завершить освобождение Изюма за 48 часов.

Вечером 10 сентября СМИ сообщили: российские войска покидают Волчанск, в который ранее была переведена из Купянска администрация оккупированных территорий Харьковской области. Сама «администрация» незадолго до этого перебралась в российский Белгород. Официальные источники не подтверждали и не опровергали эту информацию. Позднее был опубликован видеоролик, на котором некий военнослужащий сбрасывает с волчанской вышки мобильной связи российский флаг. Однако к вечеру 11 сентября еще не поступало сведений о входе украинских войск в Волчанск.

В середине дня 10 сентября депутаты Верховной Рады Алексей Гончаренко и Юрий Мысягин написали в Telegram-каналах об освобождении Лимана в Донецкой области, не приводя при этом никаких подробностей. После этого поступали противоречивые сведения как об оставлении города российскими войсками, так и о боях на его окраинах. Немного позже мэр Александр Журавлев сообщил: «Российские военные еще упираются. Флага пока нашего нет. Надо немного подождать». Днем 11 сентября также сообщалось о боях в окрестностях Лимана.

Как поведет себя армия РФ на фронте дальше?

Россия сейчас занимает реактивную позицию и вынуждена реагировать на обстоятельства, которые создали для ее армии украинские силы обороны. Россияне будут купировать эту проблему в направлении на Купянск, пытаться подтянуть на эти направления свои резервы, остановить украинское контрнаступление, по-крайней мере зафиксировать положение украинских сил обороны на тех рубежах, на которые они вышли к этому моменту, считает спикер Генерального штаба ВСУ (2014–2017), военный эксперт, полковник запаса ВСУ Владислав Селезнев.

«Насколько будет успешен этот процесс, напрямую зависит от российской военной логистики. Успеют они быстро перекинуть подразделения – думаю, что в основном ориентироваться будут на подразделения третьего армейского корпуса. Тот самый корпус стратегического резерва. Потому как все высокомобильные части российской армии, которые задействованы в «военной операции», они сейчас заперты под Херсоном, мы помним, да, что где-то после того как украинский Генеральный штаб проанонсировал вероятное контрнаступление на Херсон, россияне все свои десантные подразделения быстренько перебросили на правый берег Днепра», – рассказывает Селезнев.

Насколько россияне убедительны и серьезны?

«Вопрос достаточно неоднозначный, потому что мы не знаем, какими ресурсами они сейчас будут располагать. Потому как, с одной стороны, мы видим заявление российского Министерства обороны по поводу того, что они готовы действовать сообразно общему стратегическому плану в плане того, что они оптимизируют свою линию фронта и перемешают свои силы и средства на направление приложения главных усилий».

Что сейчас происходит на фронте? «Отрицательное» наступление российской армии?

«Ускоренно бегут в том числе и из населенных пунктов, которые находятся в Луганской области. Вообще ситуация достаточно динамичная, я имею сдержанный оптимизм. Все понимают, что украинское наступление — это хорошо, но все понимают, что есть моменты связанные с форматом и масштабом реакции российских оккупантов. Какие силы и средства они будут использовать – пока непонятно. Поэтому есть от чего тревожиться и совершенно логично нам всем следует верить и помогать Вооруженным силам Украины».