Журналист Александр Черных наблюдает за реакцией ярых сторонников войны на отступление российских войск.
Наблюдаю, как Z-сектор соцсетей реагирует на украинскую Цусиму и какие выводы делает. Сторонники сильного государства и жесткой руки теперь громче тбилисских оппозиционеров кричат, что армия – и государственная машина в целом – построена на лжи, очковтирательстве и безынициативности.
Ругают «Единую Россию» и Шойгу не хуже Навального. И даже признают, что украинцы потратили восемь лет с умом, а российские власти ничего полезного не сделали. И ждут, ждут, ждут перемен. Тут-то Z-сектору стоит сделать следующий шаг и признать, что действительно сильное государство – то, у которого есть:
То есть парадоксальным образом сильное государство – то, которое само себе поставило жесткие ограничения и соблюдает их. Как спортсмен делается сильнее, когда честно придерживается режима питания и расписания тренировок. В Донецке я долго разговаривал с одним добровольцем, гражданином России и советским офицером. На мой вопрос, для чего все это нужно было, он ответил: «В 91 году мы всей страной свернули не туда – и шли 30 лет по ложному пути. Теперь мы возвращаемся, чтобы пойти в правильном направлении».
Украинская Цусима – горький и неизбежный урок для таких людей. Сможет ли условный Z-сектор понять, что государство граждан сильнее ментовского государства? Сможет ли признать, что свободный университет со всеми его неизбежными закидонами все равно будет эффективнее шарашки? Сможет ли честно сказать себе, что все эти годы бездарно утекли в песок – как мы теперь видим, кровью. Сможет ли пойти в действительно правильном направлении – к государству, которое сильно своими гражданами, а не своей ложью?