ghost
Остальное

«Референдумы» на оккупированных территориях, «мобилизационные» поправки к УК РФ, обвал на Мосбирже – что случилось 20 сентября

Фото: kremlin.ru
20 сентября, 2022

  • «Референдумы» о присоединении к РФ назначены в «ЛДНР», а также в оккупированных частях Херсонской и Запорожской областей на 23–27 сентября 
  • Госдума ввела несколько карательных статей в УК, а также прописала там понятия «мобилизация» и «военное время»
  • Мосбиржа отреагировала на эти сообщения обвалом акций

20 сентября пришло сразу несколько сообщений, которые говорят об эскалации вторжения РФ в Украину. И в «ДНР/ЛНР», и в захваченных частях Запорожской и Херсонской областей намечены «референдумы» о присоединении к РФ. 

О «референдумах» говорилось с весны, последний раз называлась дата 4 ноября. Но сейчас все «референдумы» должны начаться через три дня – 23 сентября. Понятно, что ни о какой даже видимости легитимности в этом случае говорить не приходится.

Синхронно с этим Госдума приняла поправки к Уголовному кодексу РФ, в который введены такие понятия, как «мобилизация», «военное положение» и «военное время». 

Помимо этого, введены новые статьи УК и ужесточены старые.

За добровольную сдачу в плен (ст. 352.1 УК РФ) – тюремный срок от 3 до 10 лет (если нет признаков госизмены), за мародерство (ст. 356.1 УК РФ) – до 15 лет тюрьмы. (И сразу возникает вопрос: неужели они намерены расследовать произошедшее в Буче? Как-то плохо в такое верится…)

Ужесточено наказание за самовольное оставление части во время мобилизации и военного положения (ст. 337 УК РФ): на срок от 2 до 10 суток – до 5 лет лишения свободы, на срок от 10 дней до месяца – до 7 лет лишения свободы, на срок более месяца – от 5 до 10 лет тюремного заключения.

За «неисполнение подчиненным приказа начальника» и за отказ от участия в военных или боевых действиях предусматривается лишение свободы на срок от двух до трех лет.

В чем причина столь возросшей активности «партии войны»?

Синхронность вполне очевидна: «референдум» о присоединении дает Кремлю возможность заявить о «нападении» Украины на якобы российскую территорию, придать «спецоперации» иной статус – и начать мобилизационные мероприятия.

Тем не менее здесь есть большая проблема для Кремля, о ней говорит политолог Аббас Галлямов:

«Все эти процедуры с голосованием настолько в России дискредитированы, что всерьез их вообще никто не воспринимает – ни лоялисты, ни тем более оппозиция. 

Вообразить, что кто-то изменит свое отношение к происходящему из-за того, что Кремль провел референдум, могут только полностью неадекватные люди».

Но тут есть несколько важных моментов – например, желание и энтузиазм населения подвергнуться мобилизации. Точнее их полное отсутствие. А репрессии могут носить только ограниченный характер, репрессировать людей сотнями тысяч за нежелание участвовать в боевых действиях нельзя. Не получится.

Политический обозреватель Анатолий Несмиян комментирует происходящее:

«Положение Кремля отчаянное, еще одно наступление ВСУ он может попросту не потянуть, и тогда все планы и проекты придется отбрасывать и продолжать воевать “как есть”. Поэтому и подготовка к использованию мобилизационного резерва.

В таком случае “референдумы”, принятие в состав РФ (“ДНР” и “ЛНР” принять могут, а вот Запорожью и Херсону могут предложить и подождать. Зачем принимать, если их можно не очень выгодно, но все-таки успеть продать даже по бросовой цене. Одного-двух руководителей территорий вывезут, остальных, конечно, бросят) – это одна сторона вопроса, мобилизационные мероприятия — другая. Они между собой связаны, но не прямо.

Другого объяснения, почему все вдруг понеслось вскачь, я пока найти не могу. Конечно, есть то, что на виду: это и ухудшающееся положение на фронтах, это и быстрое исчерпание складских запасов (расход снарядов всех типов в ходе “СВО” составлял, по разным оценкам, порядка 40 тысяч ежесуточно. Производство же снарядов всех типов российский ВПК вытягивает на уровне примерно 120 тысяч в месяц. 10 процентов от расхода.

В общем, надо тормозить воевать и договариваться если не о мире, то о передышке и перемирии. И именно потому Киев вряд ли на него пойдет. И вот тогда-то в мясорубку начнут забрасывать мобилизационный резерв. Как именно удастся проводить даже такую усеченную мобилизацию, не знает никто. Скорее всего, ее провалят, так как режим не в состоянии проводить “от и до” вообще никакой проект. Но какую-то часть мобрезерва все-таки выловят и отправят умирать просто для того, чтобы нынешняя камарилья смогла пробыть у власти еще хоть чуть-чуть».

Есть и иной момент: а как на происходящее посмотрит «коллективный Запад»?

Один из ответов уже есть: Минюст США попросил Конгресс узаконить передачу Украине замороженных российских активов в ответ на псевдореферендумы.

Пока не вполне ясно, до какой степени Кремль намерен усиливать эскалацию?

Политический обозреватель Борис Пастухов пишет:

«По сути же происходящего известно, что если в казино ставить в рулетке на одно и то же число, увеличивая вдвое ставку при каждом проигрыше, выигрыш математически гарантирован. Проблема лишь в том, что если нужное число не выпадет достаточно быстро, деньги на ставку кончатся даже у Илона Маска – спасибо геометрической прогрессии. 

Примерно это же я думаю и о действиях Москвы. В теории, повышая ставки, рано или поздно ты перебьешь оппонента. На практике в какой-то точке сломаться можешь ты. Это понятная и опасная для руководства России, населения России и мира игра, шансы на победу в которой становятся призрачней с каждым раундом».

По всей видимости, Кремль намерен и дальше вести традиционные боевые действия, увеличивая количество «пушечного мяса», при этом «ядерная дубинка» предназначена для словесных угроз.

И очень характерно то, что понятия «военное положение» и «мобилизация» вводятся вначале в Уголовный кодекс. Это вполне ясное признание, что вся якобы «огромная поддержка россиянами “спецоперации”», все вопли «военкоров» и диванных прокремлевских аналитиков о том, что народ не простит отступления и т. д., является огромным фейком. Очередей в военкоматы в России нет. А вот поправки в Уголовном кодексе о добровольной сдаче в плен и репрессии в случае неявки на сборы появятся.

Наконец, момент третий – экономика. И вот тут результат уже заметен: на фоне сообщений с оккупированных территорий и из Госдумы произошел обвал на Мосбирже.

«Радио Свобода» сообщает, что индекс Мосбиржи упал более чем на 10% с закрытия торгов вчерашнего дня. По состоянию на 15:10 мск индекс Мосбиржи опустился ниже 2200 пунктов.

И сегодня же распространились слухи (пока неподтвержденные) о намерении уйти в отставку руководителя Банка России Эльвиры Набиуллиной.

И вот это было бы даже не шагом, а прыжком к краху кремлевского режима. Который обращаться с экономикой не умеет в принципе, которому необходимы специалисты высочайшего класса. Режим держался до сих пор на таких людях, как Набиуллина. Ее уход стал бы катастрофой.

И если «партия мира» собирается дать ответ, то он, вероятно, будет связан с экономикой.

Советник Офиса президента Украины Алексей Арестович подводит итог:

«Да, это эскалация. Она и добьет Путина. 

Управленческий и ресурсный аппарат путинской РФ не потянул предыдущего уровня войны, а его усложнение и расширение тем более не потянет.

Что касается опасений по поводу применения ядерного оружия для защиты “…вновь приобретенных территорий РФ. Если ты собираешься массово применять ЯО, тебе не нужна мобилизация.

Самое главное – нам похер. Как воевали, так и будем воевать, только злее.

Я долго думал – решатся ли они на этот идиотизм в виде мобилизации/референдумов?.. И они, возможно, оправдают наши лучшие ожидания. 

Это – огромный подарок всем нам, сокращение войны минимум на полгода-год».