ghost
Остальное

Заключенные на войне – важнейший общественный договор

Фото: novgaz-rzn.ru
20 сентября, 2022

На фоне слухов о скорой мобилизации в России факт незаконного теневого призыва в новостной повестке отходит на второй план. Пока это не касается абсолютного большинства граждан, говорить об этом громко и выражать свое недовольство как минимум страшно. Однако резонансные высказывания все же подогревают эту тему, делая ее общественно важной.

Вербовка, Родина, контекст

Предприниматель Евгений Пригожин прокомментировал сообщения об участии ЧВК «Вагнера» и заключенных в войне в Украине. Прокомментировал так, что возмутились даже некоторые фанаты кровавой кремлевской политики.

«Те, кто не хотят, чтобы воевали ЧВК, заключенные, кто рассуждает на эту тему, кто ничего не хочет делать и в принципе кому эта тема не нравится, детей своих на фронт отправьте. Либо ЧВК и зеки, либо ваши дети – решайте сами», – говорится в комментарии на официальной странице компании «Конкорд» в ВКонтакте.

Еще в июле российские СМИ сообщили, что в колониях Санкт-Петербурга заключенных начали вербовать в «добровольцы» для поездки на войну в Украине в составе ЧВК «Вагнера». Подробнее всех эту ситуацию освещали «Важные истории».

Зекам обещали выплатить по 200 тысяч рублей и амнистировать, если они умудрятся вернуться домой. В случае смерти семье обязались выплатить пять миллионов рублей.

Однако родственники осужденных рассказали российским оппозиционным СМИ, что на бумаге эти обязательства никто не  зафиксировал. А всю информацию передают не напрямую, а через старшин, которые активно помогали проводить вербовку.

Механизм отбытия зеков на фронт следующий: через несколько дней завербованных заключенных вывозят из колонии, где они отбывали наказание, в колонию приграничных с Украиной регионов России.

Питером все не закончилось, стало известно, что ЧВК «Вагнера» проводила набор на службу среди российских заключенных в полутора десятках колоний России.

Сидельцы и их родственники рассказывали, что на территорию тюрем приезжали сотрудники ФСБ вместе с членами ЧВК «Вагнера». В первую очередь искали людей с боевым опытом или отбывающих наказание за убийство.

Достоверно известно, что так называемые вербовщики побывали в колониях Петербурга, Мордовии, Адыгеи, Коми, Краснодарского края, Ленинградской, Нижегородской, Липецкой и Воронежской областей. По информации журналистов, почти все, кто пошел на войну ради амнистии, с нее так и не вернулись.

В середине сентября в правдивости факта вербовки не осталось никаких сомнений. В сети появилось видео, на котором приближенный к Владимиру Путину олигарх и владелец ЧВК «Вагнера» Евгений Пригожин, лично призывает российских заключенных воевать в Украине.

«До выяснения обстоятельств»

Члены Совета по правам человека при президенте России обратились к генпрокурору страны Игорю Краснову с просьбой разъяснить, на каком основании «тысячи заключенных с неотбытыми сроками за различные, в том числе тяжкие преступления» направляются на войну в Украине.

Правозащитники напомнили, что по закону освободить заключенного, не отбывшего срок, возможно лишь по трем основаниям:

  • помилованию указом президента;
  • объявленной Госдумой амнистии;
  • условно-досрочно — по решению суда.

Обращение подписали члены Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Верховский, Наталья Евдокимова, Игорь Каляпин, Ева Меркачева, Владимир Ряховский и Николай Сванидзе.

Публичные люди о вербовке

Историю с зеками на войне прокомментировал в своих соцсетях политзаключенный Алексей Навальный. Он рассказал, кого отправляют на войну на самом деле: убийц, которые нанесли десятки ножевых ранений, грабителей и разбойников, отбиравших сумки у женщин и телефоны у школьников.

«Заявляется, что для участия в войне требуются убийцы, грабители, разбойники и нанесшие тяжкие телесные повреждения. И многие почему-то находятся под впечатлением, что эти категории граждан в тюрьмах — это какие-то зверские боевики. Типа как в “Отряде самоубийц”…

Ну и чего навоюет эта армия? Он же на то и есть “уголовный элемент”. Не зря же ни в СССР, ни сейчас в России  сидевших не берут в армию. Почти у всех таких людей большие проблемы с дисциплиной и еще большие проблемы с алкоголем и веществами…»

Также оппозиционер поднял еще одну важную тему: чем такой подбор военнослужащих может обернуться для российского общества.

«Единственное, в чем можно быть уверенным, так это в том, что многие из оставшихся в живых убийц, разбойников и грабителей точно никогда не вернутся к нормальной жизни. Они продолжат грабить и убивать, только уже требуя особого к себе отношения, крича “Мы за вас кровь проливали”».

А вот как эту тему прокомментировал российский журналист Роман Супер:

«По-моему, это прекрасно описывает финал правления Владимира Путина и в целом объясняет, к чему приводит несменяемость власти в конкретно взятой стране. Когда нет выборов, выбор может быть только такой».

Эту же мысль развил галерист Марат Гельман на своей странице в Facebook:

«Воевать они решили сами, выбора не было, а тут предлагают выбрать. И вот население себя уговаривает, что в тюрьме сидят же преступники, ну пусть они лучше…

Искупление вины смертью, интересно, а были уже такие исторические случаи? А те, кто выживет и через полгода со снятыми судимостями приедет в российские города — это же как с того света вернулись, им все можно по беспределу?»

Голос улиц и соцсетей

Корреспонденты сайта «‎Утро Февраля» задали москвичам несколько вопросов:

  • Как вы относитесь к таким заявлениям бизнесмена?
  • Как оцениваете факт того, что на войну в Украину отправляют заключенных?
  • Готовы ли вы или члены вашей семьи поехать защищать путинский мир?

Ответы были разными, но за зеков не вступился почти никто. По мнению многих людей, освобождение из тюрьмы стоит того, чтобы погибнуть на войне.

Позиция в целом полностью объяснима: пока призывают заключенных, а их в России огромное количество, есть шанс остаться дома и не отправиться с билетом в один конец защищать путинский мир.

«Сравнивать детей и заключенных — странно. Но на добровольной основе, то я не против», – говорит один из респондентов.

Также распространенным мнением является и то, что «‎воевать против нацистов» должны профессионалы. А труд заключенных можно использовать и в других целях на благо общества.

«‎Мне кажется, заключенных лучше использовать для строительства чего-то, как это было раньше».

«‎Заявление довольно странное, противоречит даже логике… Я не военный эксперт, но мне кажется, что в войне должны участвовать специально обученные люди».

«‎Я считаю, что это неправильно. Когда человек выходит неподготовленным, я считаю, что это недопустимо».

Были и люди, которые откровенно поддержали инициативу Пригожина. Однако ехать на войну заключенные должны исключительно по «‎велению сердца».

«‎Сам факт того, что он набирает людей, находящихся в местах заключения в свою частную военную компанию я в принципе считаю нормальным. В России легко попасть в места не столь отдаленные… Люди имеют шанс выйти раньше на свободу и принести какую-то пользу обществу и дальше жить нормальной жизнью. И при этом их туда берут добровольно. Если у них есть желание сражаться на войне и у них к этому лежит душа… Я думаю, что очень многие люди, которые сейчас находятся на фронте, они воюют не за путинский мир. Конфликт, если абстрагироваться и смотреть на него с исторической точки зрения, он логичен. Долго к этому шло и если знать все вводные, можно было бы предугадать, как все будет развиваться… После того как мы потерпели очередное поражение на Украине, я думаю о том, чтобы тоже поехать туда».

Были и другие односложные ответы. Важно понимать, что на улицах Москвы, где арестовывают за поднятие обычного белого ватмана, рассуждать о пользе и вреде войны для России – само по себе не очень безопасное занятие.

«‎К заявлению бизнесмена отношусь негативно, сам путинским мир защищать не готов».

В соцсетях картина оказалась немного иной.

«А ничего, что у нас верховный главнокомандующий с 2012 года “в обход закона” назначен? Черным по-белому было написано: “Не более двух сроков подряд”. И всем все нормально было, пока ракетами кидаться не начал».

«Как бы им это боком не обошлось, они открыли ящик Пандоры для себя, их обратно не загонишь, ужасы 90-х вернутся на улицы России».

Отношение российского общества к тому, кто должен воевать за интересы Путина, создают целостную картину восприятия войны: «Забирайте кого угодно, только не нас, о последствиях мы подумаем завтра». А оно настанет далеко не для всех.