ghost
Остальное

«Референдум» засыпает, просыпается мобилизация. Последний день «голосования» на оккупированных территориях. Что дальше – аннексия, ядерная война?

Фото: Анна Майорова / URA.RU
27 сентября, 2022

На оккупированных территориях Украины проходит последний день незаконного «референдума» о присоединении их к РФ. После объявления сфальсифицированных результатов российское руководство попытается аннексировать земли Донбасса, а также части Херсонской и Запорожской областей. «Утро Февраля» узнало, как прошел последний день «референдума» и каковы дальнейшие последствия фиктивных «голосований» на захваченных Россией украинских территориях.

Никто не пришел на «референдум» (но явка 90 процентов)

Поочередно оккупационные администрации отчитались, что явка на «референдумах» составила более 50 процентов, что якобы позволяет считать его состоявшимся. В так называемой «ЛНР» на полпути решили не останавливаться и сообщили о рекордной посещаемости – 90 процентов жителей «республики» приняли участие в голосовании о «присоединении» к РФ. Но, как рассказывают местные в комментарии «Утру Февраля», ситуация противоположна от заявлений оккупантов.

С 23 сентября жители неподконтрольных территорий Украины в основном проводят время в своих домах в надежде не принимать участия в российском «референдуме». По словам жителя Херсона Георгия, российские солдаты периодически используют физическую силу, дабы заставить местных проголосовать. На улицу горожане практически не выходят.

«Мои знакомые из Каховского района передавали, что бывали случаи, когда оккупанты били задержанных женщин, чтобы они приняли участие в “референдуме”. Вариант только один – «да». Приходили даже в квартиры к людям, которые умерли несколько лет назад. Конечно, большинство не голосовало, потому что настроено категорически против России. Поддерживают только коллаборанты, но их единицы. Если ходят по квартирам, то мы сидим и не откликаемся. После подобных заявлений люди еще больше озлобятся на Россию. Выезжать мы не планируем, да и не можем, так как все границы закрыты. Ждем, когда придут ВСУ», – говорит мужчина.

После «вхождения» в состав в России на оккупированных территориях будет объявлена мобилизация, в которой украинских мужчин будут отправлять на войну с Украиной. Жительница Бердянска (Запорожская обл.) Юлия в комментарии «Утру Февраля» предполагает, что подобие коронавирусного домашнего карантина для мужчин продлится до полной деоккупации региона.

«С четверга (первый день “референдума”) мы постоянно сидим дома,  стараемся не выходить. Так будет и сегодня – ничего не изменилось. Неоднократно к нам стучали в двери, требовали открыть и уведомляли соседей, что «избирательная комиссия» придет еще раз к тем, кто не открыл. Гауляйтер региона Балицкий сообщил, что после “референдума” в Запорожье будут мобилизовывать мужчин. Конечно же, воевать против родной Украины никто из адекватных жителей не будет, поэтому из квартир выходить мы не намерены. Если нас просто на улицах останавливали, чтобы принять участие в «референдуме», то нет сомнений, что людей будут просто отлавливать и пускать на войну», – рассказывает женщина.

Вячеслав живет в Донецке с начала войны 2014 года. Как рассказывает мужчина, оставаться в городе его удерживала надежда на скорое окончание войны и возвращение Украины. После полномасштабного российского вторжения 24 февраля Вячеслав планировал покинуть оккупированную территорию с женой и ребенком. Но сделать сейчас это практически невозможно из-за усиленной мобилизации в «ДНР». Мужчина рассказал «Утру Февраля», как выглядит незаконный «референдум» и последний день голосования.

«Настроение у многих абсолютно депрессивное. У большинства есть понимание, что после того как на “референдуме” покажут “сто процентов поддержки”, будет введено военное положение, закроются границы и мобилизация будет усилена в разы. Это смешно, когда говорят, что сейчас рекордная явка. Это смешно. Никто не ходит на эти “голосования”, приезжают четыре калеки с прозрачными ящиками на районы и к ним лениво подтягиваются люди. “Избирательные комиссии” состоят в основном из женщин, которых также заставили оккупанты, которые, вероятно, работали уборщицами в условных министерствах или кому нечего делать. Проукраинские жители молчат и либо не голосуют, либо просто молчат, потому что боятся что-либо говорить. Если в итоге выломают дверь и призовут воевать, то в основном мужчины будут пробовать попасть в плен. Никакой мотивации нет», – рассказывает Вячеслав.

Успеть все до 30 сентября

Один из потенциальных сюрпризов, которым смогут еще удивить оккупационные «администрации» в последние дни «выборов», – своеобразный подсчет голосов, не уступающий европейской системе.

Швейцария известна как государство, использующее форму прямой демократии. В соответствии с государственной конституцией высшей законодательной властью в Швейцарской Конфедерации обладает народ, выражающий свою волю посредством всенародных референдумов. Ежегодно в стране проводятся десятки таких голосований, самое последнее состоялось 25 сентября, где граждане страны не поддержали инициативу о запрете животноводства промышленного формата и ужесточении требований содержания домашних животных.

С 1848 года в Швейцарии провели более 500 референдумов, но даже такой богатый опыт не позволил европейскому государству конкурировать с «ДНР». Если о последнем референдуме с запретом промышленного фермерства швейцарское руководство сообщало за два месяца, то «главы» оккупированных территорий «приняли решение» о «голосовании» за вступление в РФ за три дня.

Последние, связанные с гибелью Александра Захарченко, «выборы главы ДНР» состоялись 11 ноября 2018 года. Продемонстрировав подсчет голосов уровня государств G7 и не обладая системой электронного голосования, уже менее чем через две недели, 20 ноября, в Донецке состоялась «церемония инаугурации» Дениса Пушилина как новоиспеченного «главы ДНР». Вероятно, что так называемые «администрации» и «ЦИК» оккупированных территорий еще успеют удивить своей скоростью.

На это намекают и официальные представители РФ. 26 сентября пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявлял, что Кремль своевременно сообщит о дате официального «принятия» оккупированных регионов в состав России, согласно законодательству. Сегодня Валентина Матвиенко заявила, что не видит необходимости в организации дополнительного заседания Совфеда для рассмотрения вопроса вхождения «ДНР», «ЛНР», Херсонской и Запорожской областей в состав РФ при положительном исходе так называемых «референдумов». По ее словам, этот вопрос могут рассмотреть и на плановом заседании 4 октября.

Ядерный шантаж после аннексии

Украинский эксперт и политолог Владимир Фесенко в комментарии «Утру Февраля» рассказал о том, что будет после последнего дня «голосования».

«Следующий шаг очевиден – это аннексия. Как и в ситуации с Крымом, решение о “присоединении” к РФ будет приниматься быстро и уже есть данные, что это произойдет 30 сентября. И серьезно и в шутку – это подарок Путину к юбилею, так как он хочет казаться собирателем земель. Но как бы он не рассчитывал повторить крымский консенсус и восторженность публики – этого не будет. Так как мобилизация произвела шоковое воздействие на общество, которое, между тем, оккупированные территории считает нахлебниками, то эффект будет произведен только на ура-патриотов», – говорит эксперт.

По словам Фесенко, попытка присоединить украинские территории – это компенсация за харьковское поражение и частичную мобилизацию, показывающая, что Россия чего-то достигла в этой войне. Политолог уверен, что аннексия не повлияет на дальнейшие действия украинской армии.

«Предупреждение от Путина, что они будут рассматривать нападение как на свою территорию, прозвучало, но действовать на Украину оно не будет. Все попытки шантажа не сработают, и, полагаю, что война поменяет свою форму и станет более интенсивной и масштабной. При этом, возможно, приобретет вялотекущий характер», – считает Фесенко.

Учитывая фиктивность всего избирательного процесса, нет сомнений, что финальный результат «голосования» не покажет реальные настроения граждан оккупированных территорий и позволит Путину признать регионы частью РФ. Таким образом, пропагандистский социологический центр РИПСИ сообщает, что вхождение в состав России поддерживают 94% жителей «ДНР», 93% жителей «ЛНР», 87% Запорожской области и 80% Херсонской. Для сравнения – таких показателей в Донецкой и Луганской областях не было даже во время избрания Виктора Януковича президентом Украины в 2010 году. Тогда бывший глава государства, сбежавший в Россию, набрал на родном Донбассе 90 и 88 процентов соответственно.

Фесенко объяснил, зачем Владимир Путин создают имитацию голосования вместо прямой оккупации территории.

«Легитимация – это игры, в которые играет Путин. Это не просто присоединение. Многие российские эксперты также говорят, что можно было бы просто занять эти территории, так как на Западе все равно никто не поверит в эти «референдумы». Полагаю, что Путин тоже живет в пропагандистской логике и для него важен сам факт, что это делается якобы по доброй воле людей, которые там проживают. Не исключено, что он в это верит. Такая же ситуация была с обоснованием российского вторжения. Он действительно верил, что украинцы хотят свержения Зеленского и будут встречать Россию с цветами. Так он верит, что большинство жителей оккупированных территорий ждут присоединения», – рассказывает политолог.

После окончания «референдума» руководство РФ будет считать оккупированные территории частью своего государства. Исходя из логики Путина, контрнаступление ВСУ в дальнейшем будет расценено как нападение на «территорию России», что позволит ответить ядерным ударом по территории Украины. Комментируя заявления российского диктатора, президент Украины Владимир Зеленский заявил, что не считает его слова блефом.

Фесенко полагает, что вероятность ядерного удара по Украине после референдума есть, но она крайне мала. В случае, если Путин решится ударить ядерной ракетой по Киеву – последствия для России будут катастрофические. «Полностью исключать ядерку нельзя. Чем дальше мы идем, тем больше Путин поднимает ставки и снижает возможности для компромисса, – говорит Фесенко. –  Если речь будет идти о полноценном ядерном ударе, проблемы будут у всех ближайших стран включая Россию. Это крайне маловероятно. Теоретически можно допустить, что Путин может использовать тактическое ядерное оружие, которое ранее не использовалось, – эффект будет ограниченный. Куда он может ударить? По скоплению фронта, но его линия составляет больше тысячи километров, поэтому он зацепит и своих военных. Для него было бы престижно ударить по Киеву, но тогда погибнет часть населения, мировые дипломаты, которые вернулись. Символически, но нейтрально он мог бы также нанести удар по Яворовскому полигону, что на границе с Польшей».

Эксперт уверен, что в случае даже тактического нейтрального удара все мировое сообщество будет воспринимать российского президента как сошедшего с ума. В результате санкции против России будут масштабированы, а оружие станет поставляться в Украину без ограничений. При этом ненависть украинцев к российскому государству возрастет, что может закончиться войной на территории России.