Прежде чем рассматривать какие угодно социологические исследования в РФ, нужно вспомнить о нескольких очень важных моментах.
Во-первых, социологический опрос – вещь крайне непрозрачная. Наблюдатель никак не может верифицировать результаты.
Во-вторых, если бы работа той или иной социологической конторы была бы полностью невыгодна Кремлю, этой конторы уже не было бы. Ни с клеймом «иноагента», ни в каком-то ином виде.
В-третьих, даже если мы посчитаем, что опрос был проведен честно, то это – всего лишь замер мнений среди согласившихся отвечать. А учитывая, что некоторые отрицательные ответы грозят как минимум административной статьей, выводы понятны. Если не хотят отвечать 70–90%, то опрос нельзя считать релевантным.
Вот исходя из всего этого и нужно смотреть на результаты очередного опроса «Левады» о вторжении РФ в Украину (как и любого иного опроса).
Надо напомнить, что это – первый опрос, проведенный после начала «частичной» мобилизации.
Что можно отметить (повторюсь – среди тех, кто согласился отвечать, то есть в большинстве своем – людей, лояльных к т. н. «спецоперации»).
Возросло число тех, кто внимательно и очень внимательно следит за ситуацией в Украине (всего – 66% в сравнении с 51% в августе).
К вниманию добавилось повышение тревожности. Положительный ответ на вопрос «Вас беспокоят текущие события в Украине?» дали 88% (в августе – 74%), причем резко возросло число ответивших «очень беспокоят» (56%).
Поддержка т. н. «спецоперации» снизилась. «Определенно да» и «скорее да» ответили 72%, в августе их было 76%. Но тут надо подчеркнуть: большинство опрошенных – лоялисты, нелояльные скорее предпочтут не отвечать. И вот для наиболее лояльной власти публики такое падение можно считать тревожным звонком для власти.
Очень важно, что именно среди этой группы возросло число сторонников мирных переговоров, оно превысило количество сторонников продолжения боевых действий (48% к 44%).
А вот и пункт, которого не могло быть в августе:
«Преобладающими чувствами по поводу объявленной в РФ частичной мобилизации являются «тревога, страх, ужас» (47%), «шок» (23%), «гордость за Россию» (23%) и «гнев, возмущение» (13%). О своем равнодушии сказали лишь 9% опрошенных».
Иными словами, на уровне эмоций лоялисты оказываются не такими уж лояльными.
66% респондентов опасаются всеобщей мобилизации. Хотя, как видим, даже слово «частичная» не сильно успокаивает.
Интересно, что 9% сообщили, что испытывают гордость за Россию на вопрос, какие чувства вызвали сообщения о продвижении ВСУ в Харьковской области. И это говорит прежде всего о качестве опроса: по всей видимости, эти 9% говорят о том, что испытывают гордость за Россию при всех обстоятельствах. Говорят на всякий случай.
9% ответили, что т. н. «СВО» продвигается «очень успешно». Всего же в майском опросе сторонников успешности «спецоперации» было 73%, а в сентябре их стало 53%. Причем 44% осторожно сказали, что «скорее успешно».
Разумеется, на самом деле по данному вопросу о настоящих настроениях россиян судить нельзя. Но даже те из них, кто доверяет власти и готов отвечать на вопросы социологов, начали сильно сомневаться в успехе вторжения в Украину. Вполне возможно, что следующий опрос может показать обвал поддержки даже среди этой группы.