ghost
Остальное

Похоже, да не то же: события 2014 года повторяются по-новому

1 октября, 2022

При взгляде на российскую аннексию четырех областей Украины (Путин, пожалуй, первым в истории додумался аннексировать те земли, которые он не контролирует) сам собой вспоминается 2014 год. Вроде бы сейчас все почти как тогда: сначала россияне оккупируют некую территорию, затем провозглашают ее независимость, а после либо присоединяют к РФ, как Крым, либо оставляют занозой в теле Украины, как «народные республики».

Но в этом случае нельзя забывать о слове «почти». Сходства налицо, но различия здесь гораздо более существенны.

К началу 2014 года Крым был Автономной Республикой в составе Украины – пусть не государством, но хотя бы квазигосударственным образованием. Может ли Автономная Республика провозгласить независимость? По законам одних стран – да, по законам других – нет, но физическая возможность для этого существует. Вот и в самой России Чечня не только объявила независимость, но и долгое время фактически сохраняла ее.

Действия Путина в этой ситуации можно охарактеризовать известной фразой: «Формально верно, а по существу – издевательство». Но формально – и в самом деле верно. Разумеется, Крым не провозглашал независимость от Украины и не присоединялся к России. Крымчане тогда вообще ничего не решали – полуостров был оккупирован российскими «зелеными человечками». Однако теоретически нечто подобное могло происходить, хотя в действительности и не происходило. Это было, выражаясь языком логики, понятие фактически пустое, но логически непустое.

Точно так же жители Донецкой и Луганской областей не поднимали восстание против Украины и не провозглашали «народные республики», но они могли бы это сделать. Что из того, что в этническом плане они мало чем отличаются от прочих украинцев? Североамериканские колонии были в основном населены англосаксами, что не помешало им восстать против Великобритании и основать США. В данном случае Путин насиловал международное право, но хотя бы не насиловал логику и здравый смысл.

Не случайно «народные республики» до самого февраля 2022 года не признавал никто, включая саму Россию. Тем более никто не называл их частью РФ. Напротив, Путин от них всячески дистанцировался: пусть Киев ведет переговоры с этими «республиками», мы тут ни при чем.

Однако теперь все иначе. Взглянем на последние указы Путина.

«В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, признавая и подтверждая принцип равноправия и самоопределения народов, закрепленный в Уставе Организации Объединенных Наций, учитывая волеизъявление народа Запорожской области на референдуме, состоявшемся 27 сентября 2022 г., постановляю:

1. Признать государственный суверенитет и независимость Запорожской области.

2. Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания.

Москва, Кремль

29 сентября 2022 года

№685».

Если в этом тексте Запорожскую область заменить на Херсонскую, а номер – на 686, то получится следующий указ российского президента – слово в слово.

Здесь уже выходит сцена из театра абсурда. Какой суверенитет и независимость может быть у области? Во-первых, само слово означает, что эта территория является не целым, а частью чего-то большего, чем она сама. Можно вести речь о независимости республики или, скажем, королевства – но области? И дело вовсе не в размере территории. В принципе, и деревня может провозгласить себя республикой Большие Вилы (в Гражданскую войну подобное бывало), но именно республикой, а не деревней.

Во-вторых, нелепо говорить о государственном суверенитете того, что государством не только не является, но даже не претендует на этот статус. Ведь государство – это не территория и не население, а некая организационная структура. Только она является субъектом международной политики и может требовать независимости. В «ДНР» и «ЛНР» подобные структуры есть – фальшивые, марионеточные, но есть. А в Запорожье и на Херсонщине? О чьем суверенитете идет разговор? Украинских администраций этих областей? Они находятся на подконтрольной Украине территории и никакого суверенитета не требуют. Или здесь подразумеваются российские оккупационные администрации? Они по логике могли бы претендовать на независимость только от России – но крайне сомнительно, что Путин имел в виду именно это.

Мог ли он соблюсти какие-то приличия – скажем, провозгласить для начала Запорожскую и Херсонскую «народные республики»? Наверное, мог, но, вероятно, счел излишним. Зачем эти пустые формальности, если в итоге территории все равно достанутся России?

Ситуация все больше и больше напоминает бессмертную басню Крылова. Ведь и там поначалу волк старался найти какие-то формальные основания для съедения ягненка. И у волка, и у Путина эти аргументы не выдерживали никакой критики, но все-таки они были. А сейчас остался лишь финальный довод: ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

Вот только события последних семи месяцев показывают: некоторые ягнята бывают зубастее волков.