ghost
Остальное

Добро пожаловать на задворки мировой экономики: Джо Байден запретил менять на доллары SDR России и Беларуси

Фото: AP Photo / Susan Walsh
5 октября, 2022

Президент США Джо Байден подписал закон, который запретил американскому Минфину обмен долларов на специальные права заимствования (SDR) для России и Беларуси. Об этом сообщила пресс-служба Белого дома. На фоне всех мировых экономических санкций это закономерный и ожидаемый шаг. Он вгоняет экономику РФ, как главного бенефициара войны, в еще большую изоляцию. Однако такого рода ограничения имеют накопительный эффект, и гражданами будут ощущаться только косвенно. 

  • Больше всего запрет Байдена ударит по малому и среднему бизнесу
  • На ход войны эта экономическая мера повлиять не сможет
  • Санкции будут сняты в случае, если Россия прекратит войну в Украине, а Беларусь де-факто перестанет быть ее соучастником

История SDR

SDR – расчетная единица Международного валютного фонда. Это – искусственно созданное средство платежных расчетов МВФ, не имеющее физической формы. Существует только в безналичной форме в виде записей на банковских счетах. Валютный курс SDR ежедневно определяется на основе обменных курсов корзины валют – доллара, евро, иены, британского фунта и юаня.

Это платежное средство было создано МВФ в 1969 году как дополнение к существующим резервным активам стран-членов. Основная цель создания – преодоление противоречия между международным характером использования и национальной природой валют.

SDR не является ни валютой, ни долговым обязательством. В настоящее время SDR, помимо расчетов между фондом и его членами, используются 14-ю официальными организациями, так называемыми сторонними держателями SDR.

Летом прошлого года Международный валютный фонд одобрил выделение государствам – членам организации SDR на сумму, эквивалентную 650 млрд долларов. Они должны были пойти на помощь в восстановлении экономики, пострадавшей от последствий пандемии.

Тогда Россия получила от фонда по своей квоте 12,3 млрд SDR, что на тот момент соответствовало 17,5 млрд долларов. В российском Минфине отчитались, что эти деньги пошли в золотовалютные резервы страны. Согласно данным МВФ, Беларуси тогда было выделено 653,2 млн SDR. Это более 900 млн долларов.

Данные средства, согласно правилам, можно обменять на пять валют: доллары, евро, иены, фунты стерлингов и юани. SDR МВФ составляют порядка 3,5–4% от международных резервов РФ.

По данным ЦБ на 16 сентября, резервы составили 557,7 млрд долларов. Международные резервы России состоят из монетарного золота, специальных прав заимствования МВФ и средств в иностранной валюте.

Непосредственным преимуществом общего распределения SDR и по существу целью такого распределения, согласно статьям соглашения, является дополнение имеющихся резервных активов, способствующее удовлетворению долгосрочных глобальных потребностей. Страны с низким уровнем дохода смогут использовать эти SDR для погашения своих долгов перед фондом.

Что случилось?

Закон, подписанный американским президентом, фактически выдворяет Россию и Беларусь из всего мирового экономического процесса. Министерство финансов США больше не сможет участвовать в операциях, связанных с обменом специальных прав заимствования, которыми владеют Россия и Беларусь.

Законодательный акт также требует от Казначейства принимать меры против финансовой помощи этим двум странам. Фактически главу американского Минфина обязали вести консультации с другими странами и активно содействовать тому, чтобы мировые государства отказывались от конвертации SDR в валюту.

«Министерство финансов должно также решительно выступать за то, чтобы страны – члены МВФ запретили операции, связанные с обменом, и направить представителей США в каждое международное финансовое учреждение, чтобы противостоять предоставлению финансовой помощи России или Беларуси, за исключением решения основных жизненных потребностей своего гражданского населения», – уточняют в Конгрессе.

Эта инициатива появилось еще в марте, сам законопроект Конгресс одобрил в мае, а вступил в силу он только сейчас. Действие документа рассчитано на пять лет. Есть и опция его досрочного прекращения. Однако не по инициативе президента США, а по воле самих властей России и Беларуси.

Для этого требуется всего-то перестать вести деятельность, направленную против суверенитета и целостности Украины, фактически нужно закончить эту кровопролитную войну.

Чтобы ограничения по SDR перестали действовать, президент США должен подтвердил Конгрессу, что это действительно так и Украине как суверенному государству больше ничего не угрожает.

Что это значит: мнение эксперта

Что же фактически будет означать для России подписание этого закона? Эту тему редакция сайта «‎Утро Февраля» обсудила с экономистом Дмитрием Потапенко.

Он считает, что такой шаг является значительным с точки зрения мировой экономической изоляции. Ведь Россия и Беларусь фактически потеряли возможность покупать, продавать, занимать, давать взаймы, обменивать или получать SDR в виде пожертвований.

Главным преимуществом этого механизма перед традиционными кредитными программами МВФ является тот факт, что распределение SDR не несет за собой каких-то условий или обязательств. Однако, чтобы использовать эти средства за пределами фонда, их необходимо конвертировать в валюту, заключив соглашение об обмене с тем или иным государством.

«Запрет Байдена на выплаты SDR России и Беларуси в долларах США был совершенно очевидным следующим этапом после того, как был запрещен ввоз наличного доллара в эти страны. SDR – это особая форма платежа… Когда государство получает возможность выпускать свой SDR, номинированный в своем долге или в своих обязательствах, это показывает высокий долговой рейтинг и возможность исполнять свои обязательства. Это – устойчивость экономики. В данном случае, когда Байден говорит о том, что Россия и Беларусь не имеют такой возможности, — это показатель того, что эти экономики становятся вне рамок стандартного долгового рынка, вне рамок финансового рынка, вне рамок работы с другими партнерами. Вообще странно, что это произошло только сейчас. В целом, это должно было произойти несколько месяцев назад», – считает Дмитрий Потапенко.

Однако никаких быстрых последствий, которые на себе массово смогут ощутить жители России, ждать не следует. Скорее всего, этот закон нанесет очередной удар по отечественному бизнесу, который и так находится в сильном упадке.

«Как это повлияет на экономику России и Беларуси? В первую очередь это вопрос потенциальных заимствований. Потому что экономики этих стран являются убыточными сейчас. Если мы посмотрим, то бюджеты этих РФ и Беларуси — минусовые. При этом нужно оговориться, что минусовой бюджет вовсе не означает, что не будут строиться золотые дворцы и не будет продолжаться война. Причина очень проста — чем больше вы надуваете пузырь экономики, тем больше из нее можно изымать средств на те или иные личные обязательства. В данном случае бюджет может быть дефицитным десятилетиями для такого большого государства, как Россия. И фундаментально это будет отображаться на малом и среднем бизнесе, на крупном бизнесе – с точки зрения налогов, на уровне жизни граждан тоже. Но дворцы и бомбы все также можно будет производить».