ghost
Остальное

Ересь этнофилетизма: что грозит патриарху Кириллу?

Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
30 июля, 2022

Православная церковь Украины, возглавляемая митрополитом Эпифанием, в открытом письме призвала Вселенского патриарха Варфоломея и предстоятелей поместных православных церквей привлечь предстоятеля Русской православной церкви Кирилла (в миру – Владимира Гундяева) к канонической ответственности и лишить его патриаршего престола.

«Идеология современной РПЦ содержит угрозу не только для Украины, но и для целого православного мира», — считают украинские клирики. Они настаивают, что РПЦ виновна в ереси этнофилетизма, которая означает предпочтение национальных интересов общецерковным.

Этот вопрос необходимо разделить надвое. Возможность низложения патриарха Кирилла следует обсуждать отдельно, ересь «русского мира» — отдельно.

Нужно помнить, что православные церкви равноправны – соответственно, равноправны и их патриархи. Вселенский патриарх, называемый также Константинопольским, является лишь «первым среди равных» – по статусу он стоит выше других патриархов, но они ему не подчиняются. Московского патриарха посвящает в сан не он, соответственно, и низложить его (или, как это называется на церковном языке, извергнуть из сана) Варфоломей не может.

Между тем исторический прецедент извержения из сана московского патриарха имеется. В 1666 году именно так лишился сана знаменитый патриарх Никон (в миру – Никита Минов).

И действительно, в суде над Никоном участвовали патриархи других церквей греческого обряда – Макарий Антиохийский и Паисий Александрийский. Но все-таки нужно помнить, что инициатива в этом деле принадлежала самой Русской церкви – а в действительности, конечно, царю (Алексей Тишайший вполне соответствовал своему прозвищу: он был человеком мягким, добрым, неконфликтным, уступчивым, но Никон в своей наглости дошел до таких пределов, что сумел разозлить даже его). Крайне сомнительно, что Русская церковь выступит против Кирилла, а уж о светской власти и говорить не стоит. Ведь именно в защиту этой власти и выступает патриарх.

Между прочим, если бы Кирилла в самом деле извергли из сана, это как раз стало бы торжеством справедливости. Ведь именно он в 2008 году, будучи еще митрополитом, заявлял: «Извержение из сана означает одновременно и гибель души».

Прецедента низложения патриарха предстоятелями других православных церквей нет. А если бы он даже и был, что из того? Киевский патриархат во главе с Филаретом никто в мире не признавал, но это не мешало ему благополучно существовать до самого 2018 года.

Иное дело – обвинение в ереси. Оно уже касается не лично патриарха, а всей церкви. И разговор об этом идет еще с мая нынешнего года.

«Мы отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой церкви как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцов наших, на коих утверждена Святая церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию», — гласит постановление Константинопольского собора 1872 года, которое никто не отменял.

Кирилл, безусловно, останется патриархом, его положению ничто не угрожает. Но как Россия стала страной-изгоем, так и РПЦ может быть признана еретической церковью. Разве не она ставит на первое место «племенное деление»? Разве не она одобряет убийство по национальному признаку?

Правда, и это мало на что повлияет. РПЦ будет вынуждена замкнуться в национальных границах, но она и в них неплохо себя чувствует. С 1990-х годов она сознавала себя как национальная церковь, не чувствуя нужды в общении с остальным православным миром. Такой она останется и в дальнейшем.