ghost
Остальное

Лукашенко признался в участии в войне. Зачем ему это нужно

Фото: Reuters
6 октября, 2022

Президент Беларуси Александр Лукашенко произнес порцию резонансных заявлений. На этот раз глава республики признался, что Беларусь участвует в войне против Украины. 

  • Лукашенко признался в участии в войне против Украины
  • «Фактически белорусская армия в ней не участвует, но активно помогает России» – оттуда запускаются ракеты, состоялось вторжение на Киев в феврале
  • Лукашенко уточнил, что помогает в гуманитарном вопросе, так его заявление стало двусмысленным, оно может быть направлено сразу на несколько разных аудиторий

Подготовка или имитация

«Что касается нашего участия в специальной военной операции в Украине, мы участвуем там. Мы этого не прячем. Но мы никого не убиваем. Мы никуда не посылаем своих военных. Мы не нарушаем свои обязательства», – заявил глава страны.

Александр Лукашенко продолжил предыдущее высказывание о том, что Беларусь прикрывает российские тылы: «В спину русским стрелять никто не будет с территории Беларуси».

Дальше белорусский президент и вовсе обернул смысл своих предыдущих слов в миролюбивый настрой: «Да, мы лечим. Лечили людей, если нужно. Да, мы кормим людей. И не только россиян. Мы больше всего кормим тех беженцев, нищих, бедных людей, которые по 400–500 человек за сутки прибывают к нам из Украины. Ну как их не накормить, как их не лечить?! Вот такое наше участие в этой военной операции. Другого нет и не будет».

Двойственность в словах, неоднозначность содержания, вероятно, общая черта у постсоветских диктаторов – Владимир Путин также постоянно изъясняется умышленно двусмысленно.

На самом деле Лукашенко лукавит дважды. Во-первых, помощь Беларуси российской армии трудно недооценить – 50-тысячная группировка ВС РФ пошла на штурм Киева именно с белорусской территории, имея там удобный плацдарм и готовую инфраструктуру.

Во-вторых, нельзя исключать второй подобный марш-бросок. При этом теперь в худшем сценарии в войну втянут еще и десятки тысяч белорусских солдат, которых также заставят идти в наступление на украинские позиции.

Недавняя встреча Путина и Лукашенко в Сочи снова насторожила экспертное сообщество – официально не было объявлено, о чем шел разговор, были лишь странные заявления после: «Я сегодня проанализировал поручения которые мы давали, у нас срывов практически нет. Нам предсказали крах, гибель и т. д. Мы не раз говорили: “Жизнь многообразна, мы нужны кому-то, нам кто-то нужен, и мы нашли партнеров!” И людям надо высказать благодарность за понимание. Непростой период! Люди понимают.

Есть некий водораздел и критерий, у нас – в 20-м году, у вас – сейчас, который показывает, кто есть кто. Мы изменились за эти три месяца значительно. Увидели, что можем жить нормально. Никакого страха нет. Ну а Европа, если очумела, пусть они думают».

Встреча проходила 26 сентября после объявления «частичной» мобилизации в России и в самый разгар так называемых псевдореферендумов. Предположения, что Путин снова пытался уговорить Лукашенко присоединиться к агрессии, небезосновательны, но доказательств не имеют.

Косвенно это возможно, ведь белорусская армия уже более чем полгода проводит военные учения, но перейдет ли она украинскую границу, все же непонятно. Это может быть своего рода пассивная помощь Москве – без участия, но с оттягиванием украинских войск от линии фронта на Донбассе и юге.

В СМИ не прекращаются тревожные сообщения – постоянные тренировки авиации, постепенное стягивание бронетехники к границе, подготовка железнодорожной инфраструктуры, увеличение продовольственного обеспечения для десятков тысяч солдат, а также тестирование работы военкоматов. К тому же ранее Лукашенко говорил, что война для Беларуси неизбежна. В любом случае украинская армия готова к повторной атаке с севера и не допустит никакого прорыва вглубь территории.

Предпоследний диктатор

После развязанной войны в Украине Путин и Лукашенко поменялись прозвищем последнего диктатора. Теперь уже белорусский президент выглядит более предсказуемым чем, его российский визави. Однако зависимость Беларуси от России все равно вынуждает Лукашенко действовать в фарватере интересов Кремля.

Его политический опыт пока что позволяет избежать участия в войне, но хоть как-то поддерживать Москву, которая оказалась не только в изоляции, но даже без союзников, крайне необходимо для деградирующего режима.

Словесная поддержка – единственное, что Лукашенко может предоставить Кремлю без последствий. Громкие заявления политического характера создают иллюзию такой поддержки, но при этом можно игнорировать фактическую помощь России. В обмен хотя бы на такую лояльность Беларусь каждый раз получает вполне осязаемые финансовые преференции. Как, например, в последний раз – 1,5 млрд долларов кредита на реализацию программы импортозамещения.

Поскольку других союзников у России не осталось, приходится довольствоваться этим. Подтверждение Александром Лукашенко участия в войне с Украиной является, с одной стороны, признанием союза с Россией, но при этом оговорка о помощи беженцам – оправдание, уточнение лишь о гуманитарной миссии.

На самом деле эти слова никак не умаляют роль Беларуси в агрессии против Украины. Тысячи мирных украинцев погибли не только в результате февральского вторжения на Киев, но и от обстрелов с белорусской территории. Не говоря уже о самом факте шантажа вероятным повторным вторжением.

Транзитная и геополитическая роль Беларуси делает ее достаточно влиятельным игроком и даже одних заявлений лидера страны, особенно в условиях тотального контроля над государством и обществом, может быть достаточно для геополитического влияния. В этом случае заявление, которое может на первый взгляд быть истолковано как реверанс в пользу России, на самом деле является продолжением политики Лукашенко попытки усидеть на двух стульях.