Недавняя публикация в итальянской La Repubblica, в которой говорилось, что перемещение российской атомной подводной лодки «Белгород» «больше не отслеживается» системами слежения НАТО и что в Карском море в связи с этим может быть испытана новейшая беспилотная ядерная торпеда «Посейдон», способная, как заявляется в РФ, развивать скорость 200 км в час и вызывать радиоактивное цунами, вызвала большой информационный шум. Не исключено, что именно на это публикация в La Repubblica и была рассчитана, благо у российских властей большой опыт создания подобных информповодов через известные западные издания.
«Утро Февраля» попросило военного эксперта Николая Колесникова высказаться об этом, как его называют, «оружии Апокалипсиса» и рассказать, есть ли от него защита.
Насколько реалистичен, на ваш взгляд, весь этот шум вокруг АПЛ «Белгород»?
– Насколько известно, она действительно вышла на ходовые испытания.
Утверждается, что «Белгород» может нести беспилотные ядерные торпеды «Посейдон», способные развивать скорость 200 км в час, сносить авианосные группы противника и вызывать радиоактивное цунами. Действительно таких торпед ни у кого больше нет?
– Нет, конечно. Идиотов на свете не так много. Это же совершенно бессмысленное оружие…
Поясните, пожалуйста, почему бессмысленное?
– Ну, потому что, например, к цели такая торпеда будет идти несколько дней. К этому моменту, если речь идет о глобальном ядерном столкновении, такая война уже закончится. Зачем создавать такое оружие за дикие деньги, когда есть совсем другие средства, умом понять сложно. Для запугивания этот «Посейдон», может, и сойдет, хотя, скорее всего, тоже нет. Мало ли какой ерунды разрабатывалось в советские времена… Сегодня вот пытаются одну из таких разработок довести до ума. Если есть межконтинентальные баллистические и крылатые ракеты, которые намного быстрее и эффективнее, эта торпеда не нужна совсем. Идеология разработки этого аппарата состояла в том, что американцы создадут ПРО, а у нас будет вот такая штука. И если американцы нас разгромят, у нас будет вот такая страшная вещь. Но практического смысла в ней очень мало. Этот «Посейдон» можно боновым заграждением остановить.
…остановить торпеду, которая идет со скоростью 200 км в час? И что, она эти заграждения не прорвет?
– Конечно, нет. Поставить боновые заграждения со стальной решеткой. Она запутается в них винтами. Плюс идти с такой скоростью она может очень недолго, потому что от нее будет дикий шум и вибрация. Пытались разгонять атомные подводные лодки до скорости 50-60 узлов в час (92-111 км в час), и там был такой шум и вибрация, что было понятно, что все это может разрушиться. Тем более, если это происходит в глубоких слоях воды, как это предполагается с «Посейдоном». Плюс оглушительный шум, который она будет издавать, двигаясь на большой скорости. Так что отследить ее будет несложно. Мало ли у нас наделали всяких замечательных изобретений, которые, как выяснилось в ходе украинских событий, вообще не работают или работают недостаточно хорошо – танки горят, РЭБ (системы радиоэлектронной борьбы) не работают, сбить с цели GPS-прицеливание не получается.
Будет ли этот «Посейдон» доведен до состояния, когда его можно применить, пока неизвестно. Испытаний его еще не было. Когда проведут – нам скажут. Это ведь оружие сдерживания, а значит, его надо рекламировать. Вопрос, правда, как его после испытаний выуживать из воды? Он ведь дико радиоактивный. Те, кто будут этим заниматься, могут умереть. ВПК постоянно навязывает такие вещи, которые практически не нужны, но под которые можно получить финансирование.
Что касается самой АПЛ «Белгород», то это традиционная для советских и российских подлодок двухкорпусная конструкция, значительно более шумная, чем полуторакорпусная, как у американских лодок. Более шумной ее делает и винтовой двигатель. У западных подлодок винтов вообще нет, там бесшумный водоструйный двигатель, звук которого на уровне естественного фонового шума океана.
Строительство «Белгорода» только завершено, и он на ходовых испытаниях. Обычно они длятся до года. То есть лодка вместе с экипажем и огромным количеством представителей военной промышленности выходит в море, чтобы посмотреть, что там не так работает, потом возвращается на предприятие, ее ремонтируют и доводят до ума. Потом она снова выходит на ходовые испытания…
А можно представить ситуацию, что «Белгород» скрытно подойдет к побережью США и нанесет удар «Посейдоном»?
– Его потопят, если сунется. Лодка большая, найти ее легко. Будет потоплена мгновенно, как только она что-то попытается запустить. Но смысл «Посейдона» как раз в том, что этот аппарат можно запустить из любого места, скажем, из Норвежского моря или откуда-нибудь еще издалека на, допустим, Нью-Йорк. Вся его фишка в том, что у него не ограничена дальность. Однако у российских моряков вся эта идея большого восторга не вызывает, а у западных не вызывает больших опасений. Но для запугивания подойдет.