ghost
Остальное

Роман Свитан о том, как освобождение Херсона изменит ход войны

Фото: ostro.org
11 ноября, 2022

Херсон перешел под полный контроль Вооруженных сил Украины. Но отбить у россиян всю область еще только предстоит. Немало времени займет и процесс деоккупации города: для того, чтобы сделать Херсон безопасным, потребуется не один день. Однако, взятие города Украиной перемешивает все флажки на карте полуострова Крым. Зайти туда ВСУ могут намного раньше, чем этого в страхе ждет Путин. О будущей битве за Донбасс, сроках возвращения жителей в Херсон и о горькой судьбе Крымского моста редакция «Утро Февраля»‎ пообщалась с военным экспертом, полковником запаса ВСУ Романом Свитаном.

Херсон – единственный областной центр, захваченный Россией в ходе полномасштабной войны. Почему его потеря – важнейший момент с точки зрения территориальной логистики?

Первое: Херсон и правобережье Херсонской области россияне уже ввели в Конституцию РФ. То есть, это потеря части территорий, при чем озвученная потеря, принятое решение. А принятое решение по потери части Российской Федерации – это очень большой удар и по самому правовому полю российской Конституции, и по имиджу военно-политического руководства. 

Второе, правый берег – это плацдарм для дальнейшего наступления на Одессу и дальше на Приднестровскую Молдавскую Республику. Потеря такого плацдарма для россиян – это с военной точки зрения довольно-таки существенно. Еще раз взять правый берег они не смогут: не будет ни сил, ни средств, сколько бы они не собирались. 

Правый берег Днепра, западный берег любой реки Украины выше восточного берега, а с восточного берега на западный очень сложно наступать и очень легко обороняться. То есть, ВСУ занимают очень хорошую оборонительную позицию на правом берегу херсонской области. И это очень хорошая наступательная позиция с запада на восток, если они будут идти в Крым. И с военной, и с политической точки зрения, это очень существенная, очень мощная потеря.

В Украине и на Западе звучат предположения, что так называемая сдача Херсона – «обманка для ВСУ»‎. Сценарий, при котором город начнут бомбить с другого берега, возможен?

Обстрелы возможны. Практически вся артиллерия, которая переправилась на левый берег, достает до Херсона. Особенно дальнего плана: любое РСЗО, ракеты 100-километровой дальности типа С-300 также могут достать до Херсона. Это – большая проблема. Они могут обстреливать и работать по Херсону, если украинские вооруженные силы не отодвинут их огнем артиллерии. А у ВСУ это российская артиллерия в том числе, и дальняя, и те же HIMARS. Они могут зачистить левый берег в режиме контрбатарейной борьбы и выиграть ее. 

ВСУ это сделают в любом случае, потому что их берег будет выше берега противника и это дает много форы. Плюс украинская авиация, а также противорадиолокационная ракеты HARM могут потушить пусковые установки С-300 на определенную глубину. Поэтому при выполнении определенных оперативно-тактических действий Украина может обезопасить Херсон от обстрелов с левого берега. 

Местные жители рассказывают, что в городе все еще находится множество представителей оккупационной власти и военные в гражданской форме. А советник главы ОП Подоляк заявил, что войска РФ заминировали инфраструктуру, чтобы превратить город в руины. С чем столкнутся украинские военные, когда будут зачищать Херсон?

Первое: Херсон не будет разбомблен, Украина подтягивает средства противовоздушной обороны. Людские жертвы, которые сейчас там могут быть – это только деятельность россиян, но я не думаю, что она будет такая массивная и массовая, как это было, например в Мариуполе. Это точно. До 80% жителей выехала из Херсона. В смысле прикрытия мирного населения, Херсон – это приятное направление. 

Россияне могут заминировать Херсон и потом взрывать инфраструктуру при уходе или заминировать и оставить на какую-то другую инициацию: либо на контактный радио-подрыв, либо временной подрыв. Скорее всего, эти места будут точками жизнедеятельности города. С этим столкнутся украинские саперы. На это все нужно время. Вероятно, сейчас проводится определенные тактические мероприятия для того, чтобы не дать возможности выполнить такую задачу. Это задача государства-террориста. Это – чистый геноцид народа, который остался в Херсоне или планирует туда вернуться.     

Спутники фиксируют окопы на севере Крыма. Изменятся ли тактические возможности Украины по поводу перспектив полуострова после того, как Херсон окончательно будет зачищен? Что изменится по другим направлениям на фронте?

Занятие украинскими войсками правого берега Днепра дает возможность доставать до входа в Крым. Комплексы с дальностью 85 километров, которые сейчас есть, могут доставать уже до перешейка. Украина будет эту полосу контролировать и армейской артиллерией, и дальней артиллерией, и авиацией в том числе. Для россиян, это, конечно, проблема, а вот для Украины это открывает путь, во-первых, к форсированию Днепра и направление сторону Крыма. 

Ну и естественно, параллельный удар, если он будет возможен, из-за освободившихся украинских войск, которые будут переброшены на левый берег в районе того же Запорожья или Днепра, выход на Орехово, усиление плацдарма ореховской группировки. А уже из-под Орехово и Гуляйполя можно через Пологи заходить на Мелитополь. А вот уже Мелитополь фактически возьмет в огневые клещи всю группировку, язык которой вытянулся из-под Крыма до Энергодара. Это создаст хорошую возможность для захода в Крым, это может быть еще и в этом году. 

То есть, вы видите перспективу силового захвата Крыма Украиной в ближайшее время?

Да, это может быть быстрее, чем освобождение Донбасса. Особенно, если будет нанесен еще один удар по крымскому мосту. Если же будет его полное разрушение, можно будет говорить о том, что вся крымская и херсонская группировка будет в определенном оперативном окружении, отрезанная от средств поставки вооружения. 

Крым – это не только стратегический важнейший объект, захваченный Российской Федерацией. Это же ведь еще и огромная «духовная скрепа». У Кремля есть какой-то план?

Они сейчас активно контактируют с Ираном и Афганистаном, может быть план какой-то и есть. А вот выполнить определенные задачи по недопущению украинцев в Крым, они не смогут. Киев начнет деоккупацию полуострова, и им придется вспомнить о своих скрепах и расположить их в другом месте, в районе Воронежа или за Уралом. Но Крым они потеряют. 

Война – это математика. Формулами и уравнениями можно вычислить результат. Есть ситуации, из которой нет выхода. Это именно ситуация россиян на правом берегу. Они либо уйдут со своими скрепами, скрученными в трубочку, либо погибнут. Тут третьего не дано. Именно такая ситуация возникнет у россиян при выполнении Украиной трех последовательных условий

  • выход на левый берег 
  • выход на Мелитополь и перерезание сухопутного коридора в Крым
  • уничтожение Крымского моста

При выполнении этих трех условий у россиян создается безвыходное положение. Они потеряют Крым, это дело времени и того количество вооружения, которое будут поставлять Украине. Если дадут ATACMS, это будет очень быстро с уничтожением всей военной инфраструктуры в Крыму. Если не дадут, это будет примерно в три раза дольше. Придется «откусывать» Крым по 70-80 километров, заходя с северной стороны, через перешейки, через Сиваш, через материковую Украину.  

Настоящие причины отхода от Херсона военные, или все-таки политические? На что в целом рассчитывает сейчас российское командование с точки зрения обороны? Куда будут переброшены войска?

Уход с правого берега – это больше военное решение. Политики его просто уже прикрывали, а военные приняли вынужденное решение, потому что был риск просто потерять там все войска. Если они все не будут убиты, то они уйдут на Донбасс. Основная военно-политическая задача Путина – это освободить Донбасс от украинских войск. Они должны взять Бахмут, Славянск, Крамоторск, Покровск, Угледар и выдвинуться до границ Донецкой области. Их нельзя выпускать, иначе будут проблемы на Донбассе. Придется включать мобилизационный режим, перебрасывать резервы из Луганского направления, это Сватово и Кременная. 

Есть еще одна проблема. Украина на правом берегу Херсонской области могла работать авиацией. На донецком направлении все намного сложнее, там за россиянами там семь тысяч километров России. А на правом берегу за россиянами был Днепр и Каховское водохранилище. Это два разных плацдарма, и донецкий – намного сложнее. 

Точка невозврата в виде отхода от Херсона может как-то повлиять на переговорный процесс? Некоторые западные СМИ со ссылкой на источники сообщают, что США может подталкивать Украину к территориальным компромиссам ради прекращения огня. В Киеве пока отчетливо говорят, что Украина способна победить Россию военным путем? Так ли это?

Украина победит Россию в любом случае. По законам военной математики, не может 140-миллионная страна поглотить 40-миллионную. Это дело времени. Украина выполнит задачи по деоккупации и вернет все до 91-го года. Факт наличия условия, к которым сейчас Киев подталкивают некоторые западные партнеры, прослеживается. Украину будут пытаться усадить за стол переговоров. Это уже происходит и риторика военно-политического руководства страны тоже меняется. 

Еще несколько недель назад она была более жесткой: «до последнего россиянина, до 91 года и никаких переговоров, тем более с Путиным». Сейчас все уже не так жестко, чувствуется определенное давление. Украинские политики начинают «плыть». Народ и ВСУ должны четко подавать месседжи Америке и Европе, что Вооруженные силы Украины не пойдут на компромиссы никогда. В Украине умеют сносить политиков, один уже восемь лет сидит в Ростове. Единение народа с армией не даст политическому руководству и пророссийским политикам на Западе, принудить Украину к сдачи территории.