ghost
Остальное

Как «собиратель земель» Милошевич потерял всю Югославию

Фото: Youtube
29 июня, 2022

  • История Сербии и России в аспекте построения «великого» национального государства во многом похожи
  • Милошевич пытался использовать идею объединения всего расселенного сербского народа для удержания власти
  • Идея доминирования сербов над другими народами ожидаемо не помогла объединить распадающуюся Югославию

Российско-сербские аналогии

За последние 150 лет Сербия трижды сыграла злую шутку с Россией. В 1877 году Санкт-Петербург начал войну с Османской империей, защищая братьев-славян – сербов и болгар. Ценой огромных потерь Российская империя отбила у Турции потерянные земли в Крымскую войну.

Именно с Сербии началась Первая мировая война. Австро-венгерская империя напала на балканскую страну, а Россия ввязалась ради защиты братского народа. Кровопролитная война в итоге привела к развалу фронта, потере территорий, миллионам убитых и гражданской войне.

Третий раз в бою едва не столкнулись сразу четыре ядерные государства – Россия против США, Великобритании и Франции. После начала бомбардировок Югославии за преступления против человечности в НАТО решили начать сухопутную операцию. Российский десант за один день занял аэропорт нынешней столицы Косово – Приштины, опередив на несколько часов войска НАТО. Никто не знает, чем бы обернулся конфликт, если бы кто-то сделал первый выстрел, когда российские и западные войска уже стояли друг против друга.

В XIX веке Сербия благодаря России избавилась от османского ига. Однако, получив независимость, не все в Белграде правильно осознали происходящее. Вместо равенства и братства в политических кругах начала набирать популярность идеология «Великой Сербии». То есть появилось желание самим стать поработителем вместо турок.

«Великая страна N» – можно подставить нужное, понятие распространенное во многих странах мира, где радикальное меньшинство хочет возврата исторических земель, которыми страна владела некоторый период времени в прошлом.

Признать право народов на самоопределение и собственное государство для таких радикальных групп является проблемой. Идея в некотором смысле удалась – с созданием государства Югославия, но и на этом расширение могло не закончиться. Вынашивалась идея присоединения Болгарии в одно единое огромное государство южных славян.

Все эти планы не реализовались. Не смогли объединить в целостный народ и многонациональный состав самой Югославии. После смерти Иосипа Броз Тито государство просуществовало десятилетие и погрузилось в кровопролитную гражданскую войну.

К этому моменту можно заметить, что довольно много аналогий у сербов появляется с Россией. Начиная от государствообразующего народа, который контролировал этнически близких соседей, заканчивая кровавым распадом и как следствие – появлением реваншизма.

Стоит заметить, что теперь Путин оправдывает оккупацию и аннексию Крыма и нападение на другие украинские регионы именно косовским прецедентом. Почему НАТО может бомбить неугодный режим, а он – нет? Почему провоцировать отделение Косово можно, а Донецка – нельзя? Не замечая при этом огромной разницы между Югославией и Украиной.

Милошевич – собиратель земель

Слободан Милошевич возглавил Компартию Сербии в 1987 году, а в 1989-м стал президентом Сербии как ключевой республики Югославии. Его карьерный взлет был очень стремительным, во многом ему помогала жена – Мириана Маркович, она также была политиком и, говорят, имела огромное влияние на решения мужа.

Время 80-х для крупнейшего балканского государства было только началом кризиса. С конца Второй мировой до самой смерти в 1980 году Иосип Броз Тито железной рукой держал страну под контролем, играя на противоречиях социалистического и капиталистического лагерей.

У Москвы Тито выторговывал оружие, а у Запада – кредиты. Наследие, которое оставил бессменный руководитель Югославии, оказалось плачевным. Многонациональное и многоконфессиональное государство, фактически геополитическая наследница Австро-Венгрии, столкнулось с теми же проблемами, что и «лоскутная» империя.

Милошевич, получив власть в Сербии, а затем во всей Югославии, очевидно, имел огромное количество проблем, решить которые было крайне нелегко. Это действительно стоит признать. Как и то, что ни с одной из задач он не справился.

Все его попытки сохранить страну были обречены на провал, потому что для единения многонационального государства он решил использовать карту сербского национализма. Объединяющей фигурой он стал только для самих сербов, которые поверили своему лидеру, что он может их защитить.

В 1989 году Милошевич выступил на Косовом поле – символическом для Сербии месте. Там собралось 15 тысяч местных сербов, которые после смерти Тито начали терпеть притеснения со стороны косовских албанцев.

Косово – некогда южная сербская провинция, которую в XV веке захватила Османская империя. Жить сербам там стало некомфортно, и они постепенно стали оттуда уходить. Так в Косово большинством населения стали мусульмане-албанцы. Но сербы свою землю обетованную не забыли, не хотели ее отдавать и даже предоставлять албанцам автономию.

Милошевич пообещал сербскому меньшинству там, что он их защитит: «Я хочу вам сказать, товарищи, что вы должны оставаться здесь. Это – ваша земля, это – ваши домашние очаги, ваши поля и сады, это – ваша история. Вы не должны оставлять эту землю только потому, что жизнь здесь трудна, потому, что вы подвергаетесь унижениям».

Манифестации в Косово продолжались, постепенно там начали появляться отряды самообороны, которые переросли в полноценную косовскую армию, способную сражаться с югославскими войсками.

В 1991 году отделяться от Югославии начали Словения, Хорватия и Македония. Сербское ядро балканского государства пыталось остановить процесс развала силой. Полноценная война случилась только с Хорватией, и Милошевич как президент Сербии поддерживал именно военный сценарий.

Еще через год Милошевич стал на сторону боснийских сербов и их лидера Радована Караджича. Это также было грубейшей ошибкой. В том числе на руках Милошевича в итоге оказалась кровь сотен мирных граждан, в том числе самый знаменитый эпизод геноцида – резня в Сребренице. Там погибло до 10 тысяч мирных жителей.

В 1995 году Милошевич был вынужден подписать Дейтонские соглашения, совершенно невыгодные Югославии. А в 1997-м он снова взялся за Косово и снова проиграл. Очередные эпизоды массовых расправ стали причиной, почему НАТО стало бомбить Югославию. Спустя два месяца армия была вынуждена покинуть провинцию, а вся инфраструктура страны была уничтожена до основания.

Милошевич на тот момент стал полноценным президентом всей страны. К 1997 году в состав Югославии еще входила Сербия, Косово и Черногория.

В 2000-м Милошевич проигрывает выборы, отказывается уходить с должности, поэтому его свергают во время так называемой бульдозерной революции. Новым президентом становится Воислав Коштуница. За день до объявления результатов выборов Коштуницу уже поздравляет с победой президент Путин. Даже ближайший союзник сербов – Россия не поддержала неразборчивую агрессивную политику Милошевича.

После отстранения Милошевича от власти новое руководство страны не стало прикрывать его деяния. Экс-президента арестовали и отдали в руки международного правосудия. Его обвинили в нарушении правил ведения войны, преступлениях против человечности. Он сам обвинял в том же миротворческие войска, использовании запрещенных боеприпасов войсками НАТО.

В Гааге судебное разбирательство длилось пять лет, 22 заседания переносились по причине болезней Милошевича. В 2006 году в статусе подсудимого Милошевич скончался под арестом.

Политика Милошевича

Когда начался процесс развала Югославии, Милошевич стал первым, кто понял безуспешность и бесперспективность идей социализма. Он стал использовать идеи сербского национализма, произносил пламенные речи, обещая косовским сербам защиту от албанцев, и этим снискал популярность.

Совсем другой вопрос, насколько эта идеология была полезна государству. Этнические чистки и геноцид, разразившиеся в Югославии, были следствием недальновидности политиков, которые, используя правую повестку, боролись за власть.

Долгое время на Западе не могли обойтись без Милошевича. Среди политиков того времени считалось, что он сможет утихомирить бушующий регион, который распадается на маленькие государства. Позже стало понятно, что его методы были исключительно силовыми, а сохранить государственность он так и не смог.

Отсутствие у Милошевича принципов как моральных, так и политических работало только в его интересах, но не государства. Идея «Великой Сербии» была лишь средством для достижения его целей удерживать власть в своих руках.

Что еще лучше, как не империализм и захватнические планы могут консолидировать народ в трудные времена? Объяснить, как член Союза коммунистов Югославии стал заядлым националистом, несложно – на постсоветском пространстве в национальных республиках этот процесс был также повсеместным. Но, в отличие от Милошевича, геноцида на территории 15 постсоветских республик удалось избежать.

Все начинания Милошевича, все его попытки сохранить большое государство с государствообразующим народом – сербами, оказались провальными. Тем не менее многие сербы до сих пор любят Милошевича, не понимая, что именно его политика привела к упадку страны.

Империализм не мог сохранить государство, разве только если бы массовые репрессии помогли на какое-то время задушить голоса несогласных. Но это явно не тот метод, который можно одобрить.