Несколько лет назад бизнесмена Тимченко окрестили королем госзаказов. Он является акционером НОВАТЭКа, «Сибура» и «Стройтрансгаза». В 2018 году его компании получили господряды на сумму 36 млрд рублей.
Олигарх уже восемь лет является фигурантом западных санкционных списков. В 2014 году, после аннексии Крыма, на него наложили ограничения Соединенные Штаты Америки. Евросоюз решил ввести против бизнесмена персональные санкции после вторжения России на территорию Украины.
ЕС включил Тимченко в черный список «из-за действий, подрывающих или угрожающих территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины». Против него введены такие санкции:
Именно эти ограничения бизнесмен намеревается с себя снять. Сам Тимченко приводит в свою пользу несколько аргументов. Во-первых, миллиардер считает, что во время вынесения решения комиссия ЕС допустила ряд ошибок и нарушила его права. В частности, ему не зачитали причины для введения санкций и не дали возможности защитить себя во время слушания.
Во-вторых, Тимченко назвал основания для санкций ложными, дружбу с Владимиром Путиным — преувеличенной, а число его активов — неточным.
Тимченко — не первый российский олигарх, которому в голову пришла идея оспорить санкции. Российские бизнесмены прекрасно понимают, что в Европе судебная система работает в сотни раз справедливее, чем на Родине. Поэтому, если ЕС допустил процессуальные ошибки в принятии такого решения, его действительно возможно отменить с помощью правового механизма.
Среди тех, кто подал иски в Европейский суд, — Алишер Усманов, Андрей Мельниченко, Вадим Мошкович, Петр Авен и Михаил Фридман.
Фридман даже публично пожаловался Bloomberg на несправедливость санкций. Бизнесмен рассказал, что он не может жить на 3000 долларов в месяц и возмутился тем, что не в состоянии оплатить горничных в своем лондонском особняке.
Юрист Павел Ивлев считает, что Европейский суд в Люксембурге нельзя назвать аполитичным: он безусловно поддерживает сторону ЕС. Но судьи все равно взвешивают факты и дают сторонам возможность представить свою позицию. Тем самым уравновешивая одностороннее решение Еврокомиссии, которая создает санкционные списки, не дав их фигурантам попытки оправдать себя. Чем они и намерены заниматься сейчас.
«Говорить о том, что у российских санкционных олигархов нет шансов вообще, наверное, глупо. Пусть пытаются доказать, что по отношению к ним эти санкции несправедливы. Господин Фридман вполне может говорить, что он родился в Украине, огромное количество сил и средств вкладывал в поддержку родного Львова и вообще страны, и в общем-то никогда не был замечен в близкой дружбе и каких-то теплых отношениях с Путиным… и возможно, что конкретно ему удастся доказать, что санкции к нему применены несправедливо», — считает юрист Павел Ивлев.
У российских олигархов есть надежда на удовлетворение исков. История знает примеры, когда санкции действительно снимались
В Европейский суд активно обращались украинские политики времен Януковича, которые попали под санкции. Каждому из них потребовалось много времени, чтобы добиться такого решения.
В 2015 году суд удовлетворил требования высокопоставленного чиновника Андрея Портнова. Тогда были разморожены его активы и отменен запрет на въезд в европейские страны.
В 2020 году Совет ЕС снял ограничения с бывшего премьер-министра Николая Азарова и экс-министра энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставицкого. Еще через год санкции отменили и в отношении бывшего министра доходов и сборов Украины времен Януковича — Александра Клименко.
Причиной таких решений Европы стало отсутствие доказательств со стороны украинского следствия. Политиков обвиняли, в частности, в незаконном присвоении государственных средств Украины или злоупотреблении служебным положением.
Практика оспаривания европейских санкций совсем не новая. Например, в суд обращались многие граждане Ирана, чтобы отстоять свою невиновность.
Но все-таки у российских олигархов в разы меньше шансов снять с себя европейские санкции в перспективе ближайших лет. В случае украинских политиков, которых обвиняли в конкретных преступлениях, доказать их влияние на события в Украине в 2013–2014 годах было сложно.
В случае российских бизнесменов, их внесли в санкционные списки за нежелание противостоять Путину. Юристы говорят, что в 80% случаев суд отклоняет иски с требованием оспорить ограничения, принимая позицию Европейского союза. Хотя пытаться все же стоит.
Изменить ситуацию может прекращение войны в Украине. Тогда все аргументы российских олигархов станут более вескими. Но это сработает только в их случае: деятелям Кремля победа Украины в войне таких преференций не даст.
В любом случае, после европейских ограничений оспаривать придется и американские, а там успешных случаев «санкционной амнистии» для россиян еще не было.
Отстаивать свои права в ЕС решил и украинский олигарх Ринат Ахметов. Он обратился в Европейский суд по правам человека. Бизнесмен подал иск против России с требованием компенсации. Формальная причина — грубые нарушения его прав собственности в Мариуполе во время военной агрессии России против Украины. Речь идет в первую очередь о предприятии «Азовсталь», где шли ожесточенные бои. Точная сумма компенсации пока неизвестна из-за того, что война продолжается.
Также Ахметов требует принять срочные меры, которые предотвратят блокаду, мародерство, перенаправление потоков и уничтожение зерновых, а также стали, изготовленной предприятиями System Capital Management, акционером которой является бизнесмен.
В Кремле Ахметову напомнили, что Россия вышла из Совета Европы, и решения ЕСПЧ в стране исполняться не будут. Поэтому отстоять свои права у олигарха не получится.
«Мы уже вышли из соответствующих документов, поэтому здесь ответ абсолютно очевиден», — сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Юрист Павел Ивлев считает, что у этого дела действительно мизерная правовая перспектива. Особенно с учетом того, что ЕСПЧ приостановил рассмотрение всех жалоб против России. Причина все та же — страна вышла из Совета Европы, став первым государством в истории, которое исключили из организации.
«Будет ли этот иск вообще рассмотрен — это большой вопрос. Если будет, то вероятность его исполнимости стремится к нулю. Только если все перевернется и восстановится, Россия снова признает юрисдикцию ЕСПЧ и начнет выполнять эти решения. Возможно, у Ахметова немного другой расчет. Может быть, он хочет просто получить это решение, чтобы оно было аргументированно прописано, чтобы судебный процесс состоялся. Но Россия на него даже не явится, заявив, что это не наша юрисдикция, и будет формально права», — говорит юрист Павел Ивлев.
Такой иск от Ахметова вполне может быть продиктован надеждой на свержение власти в России. Возможно, в его окружении есть инсайдеры, которые посоветовали ему перестраховаться, и в случае смены режима предъявить уже принятое решение ЕСПЧ новому хозяину Кремля. В то же время и украинские, и российские олигархи преследуют также имиджевые цели — показать миру свою готовность идти в независимый суд и отстаивать там свои права.