После начала войны секретарь Совбеза Николай Патрушев стал движущей силой в Кремле, а его публичные высказывания говорят о желании занять пост президента после Путина, пишет The Washington Post.
Долгое время Николай Патрушев оставался одним из немногих людей, которые могли лично общаться с Путиным после начала пандемии. С началом войны Патрушев принял на себя обязательство делать важные заявления: секретарь Совбеза раздает интервью о «крахе Европы» из-за продовольственного кризиса, призывает к возвращению «исторических традиций» в образовании и «структурной перестройке» в экономике, катается по странам бывшего СССР, берет на себя «ведущую роль в защите Калининграда» после ограничения транзита через Литву.
Источники, близкие к верхушке российского руководства, утверждают, что именно Николай Патрушев имеет сейчас на Владимира Путина наибольшее влияние из всего его окружения. Телеграм-канал Generall SVR утверждает, что главный инструмент влияния Патрушева — это страх. Секретарь Совета безопасности России постоянно пугает Путина возможными заговорами и покушениями на его жизнь.
Журналисты связывают резкий пиар Патрушева с вероятными проблемами со здоровьем у Путина. В мае президент РФ впервые за 10 лет пропустил ежегодный матч Ночной хоккейной лиги. Кроме того, с начала войны в Украине российский диктатор совершил лишь одну заграничную поездку — на Каспийский саммит, где он находится на большом расстоянии от других глав государств.
Политолог Татьяна Становая говорит, что поведение Патрушева подчеркивает влияние бывших сотрудников КГБ на Путина, и отмечает, что с началом войны «пришло время» главы Совбеза.
«Его идеи лежат в основе решений, принятых Путиным. Он одна из немногих фигур, которых слушает Путин», — утверждает политолог.
Патрушев знаком с президентом со времен работы в Ленинградском управлении госбезопасности. Путин в конце 90-х рекомендовал назначить Патрушева в Администрацию президента. После назначения Путина премьер-министром в 1999 году Патрушев занял его пост главы ФСБ.