«Очищение от фашизма»
Взрыв. Ракета сносит купол Исаакия. Взрыв. В прах разлетается ростральная колонна. Взрыв. Рушится манеж на Сенатской площади. Питерцы в шоке – на их глазах в груды битого мрамора обстрел крушит их дома и здания-символы их города и России. Это ее спасают от нацизма ракеты китайских «освободителей».
Повод? Исходящая из РФ фашистская угроза и ее доказательства, показанные вождем КНР, – фото «Русских маршей», черно-бело-желтых имперских стягов, алых полотнищ с кельтскими крестами и рунами, зигующих отморозков.
«Президент призвал очистить Россию от фашизма», – объявляет диктор ТВ КНР. В ужасе Масяня кричит детям: «Собирайте рюкзаки – две игрушки, вода, сушки! В нас стреляют!»
– За что-о-о-о?
– За то, что мы есть.
Предельно простая и исчерпывающая в этот момент формула истинной причины войны.
Многие ее так и понимают: на Украину напали «просто» потому, что она существует.
Впрочем, к чему пересказ сюжета? Посмотреть его может каждый. И многие уже, конечно, видели. Незачем и пояснять, что его автор Олег Куваев сурово пародирует разносимые пропагандой «основания» вторжения Кремля в Украину и, как ни жестоко это звучит – само вторжение. Через отчаяние, ужас и горе в глазах питерцев – Масяни, ее семьи и соседей – под ударами ракет и в ходе «зачисток» города «освободителями».
Дело художника
«Этот мульт адресован тем, кто по какой-то чудовищной ошибке поддерживает русско-украинскую войну!» – гласит подводка к 162-му эпизоду культовой Масяни. Еще до появления на канале Masyanya Kuvaeva он вызвал самумы в соцсетях и набрал сотни тысяч просмотров. Когда пишется этот текст, их уже 2 390 650.
В 161-м эпизоде автор объяснял детям, почему Кремль вторгся в Украину, думая, что «взрослые и сами все понимают». И вообще, считает он, «нормальным людям объяснять ничего не надо». Однако есть те, кто «…совершенно безумно верит, что эта война правильная и нужна России». В такой ситуации, считает Куваев, «художник просто делает то, что считает нужным». Он «должен делать свое дело, а не рассчитывать на результат».
«На результат, – полагает он, – рассчитывают социологи». Да. Рассчитывают. И результат предъявляют. Согласно итогам закрытого опроса ВЦИОМ, проведенного в июне по заказу Администрации президента РФ и попавшему в распоряжение «Медузы», 30% респондентов считают, что «боевые действия нужно остановить как можно скорее». 13% не уверены в ответе. А 57% хотят войны.
Тот же опрос показал: в группе граждан 18–24 лет мира прямо сейчас желают 56%, а войны – 19%. Среди россиян 25–34 лет за мир – 43%, за конфликт – 41%. И чем они старше, тем агрессивней. Среди тех, кому за 60, таких 72%. В Москве и Санкт-Петербурге прекращения боевых действий хотят около 40% респондентов, а 48% выступают за их продолжение.
Судя по этим цифрам, Куваев прав, когда говорит сотруднице NEWSru.co.il Алле Гавриловой: «Теперь не до юмора – юмористы в России оказались в ситуации, когда у них нет инструментов для работы. Основной инструмент юмористов – преувеличение – не работает, потому что абсурд дошел до таких пределов, что никакой юморист дальше забраться уже не может». И «нужно делать все, чтобы по возможности исправлять ситуацию и вправлять мозги бывшим или настоящим соотечественникам».
Блокада Куваева
Говоря так, автор имеет в виду те самые 57% желающих продолжать войну. Но в соцсетях доминирует другое мнение. Вот ряд суждений (фамилии авторов постов я убрал).
Вера: «Куваеву низкий поклон – шедевр».
Maria: «…Кто-то замечательно написал, что Oleg Kuvaev 162-й серией сделал для русской культуры больше, чем все ее представители за многие годы. Согласна. Вчера я плакала над Масяней, а в соседних странах плакали мои дети».
Василий: «Пока это лучшее из снятого русскими авторами… про самую беспощадную войну в мировой истории и даже про эмпатию».
Вера: «Эмпатия – способность сопереживать, «поставить себя на место другого» и осознать свое пребывание там. Но что мы называем этим словом? Что реально переживаем, эмпатируя?»
Антон: «Неприятно видеть, что аналогом российских солдат, убивающих детей, назначены китайцы. С какой стати?»
Постов и комментов сотни – очень разных. Я искал среди них ругань и троллинг. Не нашел. Уж такова моя лента. Но, возможно, они будут здесь.
И это подтвердит, что Масяня-162 – яркий личный антивоенный манифест. Но еще и обращенный к россиянам призыв почувствовать себя теми, в кого бьют ракеты, мечут гранаты, стреляют из автоматов. Ощутить эмпатию.
А также увидеть чудовищное лицемерие в объявленном «побратимстве» измученного блокадой Ленинграда-Санкт-Петербурга и уничтоженного блокадой Мариуполя. Зря что ли Куваев назвал город, где гибнет Масяня и ее дети, – Санкт-Мариубург?
Она идет из убежища глянуть, как муж варит еду на костре. Но взрывная волна сносит ее с лестницы. Следом катится котелок. О ее смерти мы узнаем из дневника сына. Это, – говорит Куваев, – аллюзия к записям мальчика-блокадника из Мариуполя («…у меня выдрана кожа, у сестры ранена голова, у мамы выдрано мясо на руке и дырка в ноге…») и юной ленинградки-блокадницы Тани Савичевой («…умерли все. Осталась одна Таня…»).
Но автор не губит Масяню. Безумная реальность крушения и гибели оказывается сном. И дети живы. И игрушка Акулька плавает в унитазе. И Исаакий стоит. Но что с ними будет? Вопрос. Его и задает Алла Гаврилова. А Куваев: «Как что? Украина победит, и я опять смогу делать веселые мульты».
P.S. В мире своих героев автор всесилен. А вот – вне-е-е… 12 июля Facebook заблокировал Олега Куваева за «разжигание ненависти».