ghost
Остальное

«Лупят до черта», — житель Николаева рассказал о том, как живет город под атакой российских войск

Фото: Украинская Правда
8 августа, 2022

Российская армия усиливает группировку в районе Николаева. По данным британской газеты Times, на юге Украины находятся 25 тысяч военных, 10 тысяч из них – у Николаева. Издание пишет, что российские войска готовятся взять город в ближайшее время.

На прошлой неделе участились обстрелы, рассказал «Утру Февраля» житель города, пенсионер Григорий Бондаренко: «Несколько дней назад было очень много обстрелов, а потом одинаково ночью и утром. Вообще Николаев обстреливают очень давно. Сейчас (российские военные ,— прим. ред.) перекинули технику, что-то поступило».

Бондаренко — бывший электрик местного кораблестроительного завода. Живет на своей даче в 15 километрах от Николаева. Туда он переехал полтора месяца назад, после того как осколок снаряда попал в квартиру его городского дома.

«Нас начали обстреливать с первого же дня войны. До черта лупили сразу. Мой дом два раза обстреляли так, что стекла повылетали. Осколок залетел в комнату, пробив три стекла. Из “Града” или “Смерча” лупили. Во дворе такое зарево было. В квартире пришлось ползти по полу», — рассказывает он.

Бондаренко сообщил, что в городе много разрушенных зданий. Российские войска атакуют объекты без разбора — жилые дома, неработающие заводы, промышленные предприятия, сервисы шиномонтажа. Здание местной администрации снарядом “прошили сверху донизу”.

Пенсионер персонализирует эти атаки, возлагая всю ответственность за них на Путина, — «Запугивает он, бахает. Все подряд атакует. Лупит везде. В напряжении людей держит. По ночам спать невозможно».

Мэр Николаева Александр Сенкевич 7 августа в Telegram-канале сообщил: с начала войны в городе погибли 132 мирных жителя, в том числе ребенок. Были ранены 619 человек, в том числе восемь детей.

Перед обстрелами в Николаеве даже не успевают объявить тревогу. Линия фронта находится слишком близко – в 20–30 километрах. Только если российский самолет будет подлетать, сирена успеет прозвучать. Но для жителей это просто предупреждение. Как правило, они остаются дома. Убежищ в городе мало.

«Между двух стен прячемся. В основном лежим. Или прижался к стенке, думаешь: будь что будет», — вспоминает Григорий Бондаренко.

Он сообщил, что продовольствия в городе хватает. Власти раздают жителям 10-килограммовые продуктовые наборы (крупы, консервы, подсолнечное масло, сахар, соль). Мясо туда не входит. Магазины работают. В городе и в деревнях можно расплатиться банковскими картами. Проблем с наличностью нет. Проводной интернет — стабильный. Мобильный — иногда дает сбои.

Бондаренко признается, что некоторые жители ждут прихода российских солдат: «Людям сколько мозги из России промывали, НАТО пугали?! Разве люди думают самостоятельно? На второй день мы забываем, что произошло. На второй день мы ничего не помним. Разве был бы Голодомор, если бы Украина была отдельно от Советского Союза? Да не было бы! Люди не думают, чтобы оторваться от России. Они рассчитывают, что там Советский Союз, что там квартиры дают бесплатно. Я не перевариваю это слово “бесплатно”. Сколько советская власть существует, столько нам промывали мозги, что Запад, НАТО — это плохо. Вот это по наследству и передается».

По его словам, местные силовики периодически вылавливают корректировщиков огня (нанятых российской армией жителей). В минувшие выходные власти закрыли город. Ввели комендантский час. Силовики ходили по квартирам, проверяли паспорта, мобильные телефоны, пытаясь выявить коллаборантов.

В целом же, по уверению Бондаренко, жители сдаваться не собираются и готовятся к худшему сценарию. «Впереди зима. А это очень серьезный вопрос. Мы дровами не топим. У нас центральное отопления. А по теплоцентрали могут ударить (российские войска, — прим. ред.)».

Город обезлюдел. Много жителей уехали. Кто-то находится, как Григорий, на даче, кто-то переселился в Западную Украину или направился в Европу. Чаще остаются в Польше.

«Те, кто уехал, сейчас “пищат”. Моя знакомая в Австрии с ума сходит. Говорит, что там все есть, кушать дают, одевают, по театрам ходят. Но не так просто это пережить. Хотелось бы никуда не уезжать», — делится Григорий.

Сам он покидать эти места не собирается.

«Хотелось бы, чтобы Запад вмешался и что-то поменялось. Нужно было в первый день ввести американскую танковую дивизию, которая стоит в Польше. Взять хотя бы атомные станции под свой контроль. И все закончилось бы. А так будет тянучка — на истощение», — сказал пенсионер.

Его неприятно удивил доклад Amnesty International о том, что ВСУ размещают вооружение в жилых кварталах. Сам он в Николаеве у домов военную технику не видел: «Это дурня такая! Не об этом надо говорить. Нужно говорить о том, почему война идет, как ее прекратить. Зачем война? Мы что, забрали всю еду в России, там умирают от голода? Восемь лет мы сами себя обстреливали? В Донецке пленных вели на параде? А мы обсуждаем, стоит техника или не стоит. Обсуждаем черти что», — возмущается Бондаренко.

Николаев считается одним из крупнейших экономических центров юга Украины. В городе расположены три судостроительных завода. На одном из них, кстати, был построен известный своим коптящим следом российский авианосец «Адмирал Кузнецов». Однако, по словам местных жителей, предприятия еще до войны не работали в полную силу. До войны в Николаеве жили почти полмиллиона человек.