ghost
Остальное

Какую роль в российско-украинской войне может сыграть Приднестровье

27 апреля, 2022

Военный аналитик «Радио Свобода» Юрий Федоров о ситуации между Россией, Приднстроьвем, Молдовой и Украиной.

Последние сообщения из Приднестровья вызывают серьезную озабоченность. Например, была информация – не знаю, достоверная или нет, о том, что около складов боеприпасов вблизи деревни Колбасная началась или была стрельба. Это очень опасно, потому что на этих складах находятся многие тысячи тонн боеприпасов, оставшиеся с советских времен.  В 1991 году их было там около 40 тысяч тонн. Часть из них вывезена, часть утилизирована, но, тем не менее, там осталась 10-15 тысяч тонн снарядов, авиабомб и тому подобное. Если они взорвутся, то мощность взрыва будет эквивалентна взрыву ядерной бомбы 10-15 килотонной мощности, правда без радиоактивного заражения местности. Последствия могут быть очень страшными.  Кому это может быть нужно — сказать трудно.

Я предполагаю, что за событиями в Приднестровье стоят какие-то российские круги. Возможно, они действуют с санкции или по приказу Кремля. Может быть, обострение ситуации в этом районе происходит по инициативе некой «партии войны» в России. Строго говоря, вся российская верхушка – сплошная «партия войны», но все-таки в ней есть те или иные группы, по-разному относящиеся к войне: одни выступают за прекращение активной фазы и поиска политического решения проблемы, разумеется, на российских условиях, другие настаивают на «войне до победного конца». Правда, не понятно, что такое «победный конец» и не обернется ли «война до победного конца» концом России.

Есть разные версии происходящего сейчас в Приднестровье.  Первое, что бросается в глаза — это попытка открытия своего рода второго фронта против Украины, с тем, чтобы оттянуть  силы ВСУ от тех направлений, где российская армия пытается сейчас организовать наступление:  прежде всего на Николаев и на Запорожье. Это вписывается в план, который был озвучен генералом Миннекаевым в прошлый четверг. Этот генерал говорил о том, что цель нынешнего этапа «специальной военной операции» —  выход в Приднестровье. Для этого, естественно, требуется оккупация Одесской области, что само по себе является крайне сложной и на мой взгляд невыполнимой для российских вооруженных сил задачей. Тем не менее, — такая задача, походе, Кремлем поставлена. Это самое простое объяснение.

Следующая версия, которая, старого говоря, не противоречит первой, но дополняет ее, — это попытка столкнуть Украину с Республикой Молдова. Приднестровье, с юридической точки зрения является территорией Молдовы. Начало столкновений между ВСУ и вооруженными силами Приднестровья, может рассматриваться, или, по крайней мере, будет подано российской пропагандой как начало вторжение Украины в ПМР, являющейся частью Республики Молдова. Это, естественно, усложнит отношения между Киевом и Кишиневом.

Еще одна версия заключается в том, что в самом Приднестровье есть группировки, которые хотят присоединения к России. Они беспокоятся относительно того, что делать, когда Россия проиграет войну, а Россия ее не выигрывает и вряд ли выиграет. Это начинают понимать люди, скорее всего, начинают понимать в нынешнем руководстве ПМР. И если Россия потерпит поражение, они останутся один на один с Молдовой и Румынией. Такая перспектива им не нравится. Поэтому в верхушке ПМР могут найтись люди, настаивающие на формальном присоединении к России, превращении ПМР во что-то вроде Крыма.

Но это — только одна из версий. Нужно помнить, что власти Приднестровья на протяжении последних пятнадцати, а то и двадцати лет жили спокойно. Выстроили стабильную систему взаимоотношений с Россией, с Украиной, Кишинёвом.  Но война может нарушить ситуацию, в которой находилась элита Приднестровья. И в этой меняющейся ситуации возможны всякие повороты.

Возможна ли украинская операция против ПМР, может ли Украина в этом случае объединиться с Молдовой против ПМР? Я слежу за тем, что пишут в Украине. Есть точка зрения, ее высказывал, например, журналист Юрий Бутусов, что Украина должна  воспользоваться этой ситуацией, войти Приднестровье, навести там порядок, вернуть его в состав Молдовы, или вместе с молдавскими властями и армией подавить все сепаратистские настроения. Но без согласия Кишинёва это означает военное вторжение на территорию Республики Молдова, это может резко осложнить положение Украины. Думаю, что союзники Украины из западных стран вряд ли одобрят такую акцию, им вовсе не хочется получить еще один клубок противоречий, еще один комплект сложных юридических, политических и прочих вопросов. Мне кажется, что эта идея — не слишком удачная.

Но если будет официальная просьба Молдовы, особенно подержанная Румынией, тогда другое дело. Но без открытого и недвусмысленного приглашения Кишинёва, я думаю, такая акция будет контрпродуктивной.  Тем более, что для этого требуются войска и военная сила. А отвлекать ВСУ от войны в Донбассе и на Николаевском направлении, мне кажется, было бы не слишком разумно.

И еще: Россия сегодня во второй раз нанесла удар по мосту через Днестровский лиман. Думаю, это связано с ситуацией в Приднестровье. Мост через Лиман — очень важный стратегический объект, связывающий Одесскую область с Румынией, по нему идут большие поставки топлива и нефтепродуктов из Румынии в Украину. Представляется, что потенциальная военная операция украинских войск в Приднестровье будет использована Москвой для оправдания массированных, все более тяжелых ударов и по Одессе, и по стратегическим объектам в Одесской области. Это вряд ли улучшит положение Украины.