Очередная уже четвертая в нынешнем году встреча президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева и Владимира Путина состоялась в Сочи. На сей раз официоз получил желанную оптимистичную картинку, что позволило некоторым пропагандистам опубликовать заголовки вроде «Путин обсудил с Токаевым план сопротивления Западу». Вот так – ни больше ни меньше…
Реальность оказалась несколько скромнее.
Путин заявил о подготовке совместных учений России и Казахстана в рамках ОДКБ. А Токаев же заверил, что оснований для пессимистических прогнозов по поводу сотрудничества двух стран нет.
Так он ведь и раньше об этом говорил – мол, сотрудничество, как без того! Однако санкции есть санкции и соблюдать их надо, как же без этого.
Поэтому лучше посмотреть не на то, что было в официальном отчете на кремлевском сайте, а на то, чего там не было.
Не было упоминаний «ДНР» и «ЛНР», которые Токаев не согласился признавать.
Не было сказано (во всяком случае, в опубликованных речах двух первых лиц) о приостановке прокачки казахстанской нефти экспортерами из России по нефтепроводу КТК. После чего г-н Токаев принял решение продолжать поставки в обход РФ.
Не было упоминания о тех санкциях, к которым уже присоединился Казахстан.
И уж тем более ничего не говорилось о посте заместителя председателя Совбеза РФ Медведева (после которого ему пришлось сказать о взломе телеграм-канала, но во взлом поверили не все):
«Казахстан – это искусственное государство, бывшие русские территории…»
Но вряд ли господину Токаеву забыли сообщить об этом «взломе».
А так-то да, конечно, – «дополнительные импульсы к развитию нашего доверительного стратегического партнерства».
Вот только с таким партнером, как Кремль, надо быть очень осторожным. И на всякий случай не ограничиваться им, а поглядывать и на других партнеров. Например, на Турцию или КНР.
Токаев, судя по всему, осторожным восточным политиком быть умеет.
Ну и главное: а как там с правильным произношением его имени-отчества? А никак!
Политолог Анатолий Несмиян замечает:
«Единственный волнующий вопрос встречи Путина и Токаева – осилит ли Путин имя-отчество собеседника. Не осилил. Сегодня Токаев был «Касымжан Кемелевичем»».