ghost
Остальное

Зерно раздора: почему Россия заговорила об неэффективности Стамбульских соглашений?

Фото: Иллюстративное фото (drikus.club)
17 сентября, 2022

Зерновая сделка, которая была заключена в июле в Стамбуле между Киевом, Москвой и Анкарой при посредничестве ООН, оказалась на грани срыва. Несмотря на то, что за почти два месяца действия соглашений из украинских портов было вывезено более трех миллионов тонн пшеницы, кукурузы, подсолнечного масла и прочего, чем удалось сбить мировые цены на продовольствие и ликвидировать угрозу голода в беднейших странах, с российской стороны звучит лишь критика реализации документов. Чего добивается Кремль?

  • С момента подписания зерновой сделки из портов Украины было вывезено свыше трех миллионов тонн зерна
  • Российская сторона заявляет об неэффективности Стамбульских соглашений
  • Кремль перешел от газового к продовольственному шантажу, намереваясь принудить Запад ослабить санкции и поддержку Украины

Зерно сомнения

Зерновая сделка основана на двух документах. Первый – это «Инициатива по безопасной транспортировке зерна и продовольствия из портов Украины», которую подписали Турция, Россия и Украина при посредничестве ООН. Она регламентирует безопасный вывоз украинского груза из портов «Южный», «Одесса» и «Черноморск». Срок действия инициативы – 120 дней с возможностью продления.

Второй – «Меморандум о взаимопонимании по российскому экспорту сельскохозяйственной продукции», который подписали Россия и ООН. Поскольку этот документ нигде не опубликован, то о его содержании можно судить только со слов российских чиновников. В частности, глава МИД РФ Сергей Лавров ранее заявлял, что меморандум направлен на «устранение препятствий США и ЕС в части финансов, логистики и страхования в отношении российской сельхозпродукции и удобрений».

На недавно прошедшем заседании Совета Безопасности ООН постоянный представитель России Василий Небензя заявил, что меморандум, подписанный в Стамбуле, не реализуется.

«Рестрикции осложняют банковские транзакции, в том числе системообразующих для российского агросектора банков, которым просто закрывают счета. Взлетели тарифы на страхование перевозок… Возникают проблемы во взаимодействии с перевозчиком. Нашим судам закрывают доступ в европейские порты, в важные перевалочные пункты для нормального функционирования цепочек поставок», – возмущался постпред РФ.

Интересно, что ранее российские чиновники бравурно заявляли, что, несмотря на экономические меры, введенные Западом против РФ, за пять месяцев 2022 года стране удалось нарастить экспорт аграрной продукции на 16%. В частности, такой статистикой в начале лета на Петербургском международном экономическом форуме делилась вице-премьер Виктория Абрамченко.

Правда, судя по данным, которые публикует Bloomberg, в последующие два месяца ситуация резко поменялась. Издание, ссылаясь на платформу Logistic OS, пишет, что в июле и августе отгрузки пшеницы из России сократились на 22%, до 6,3 миллиона тонн, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Среди причин такой тенденции, которые обозначает Bloomberg, – опасение западных страховщиков и банкиров вести бизнес с Россией, а также нежелание самих отечественных фермеров продавать свою продукцию из-за крепкого рубля и высоких экспортных пошлин.

«Западные санкции на экспорт российского продовольствия и удобрений не накладывались ни раньше, ни сейчас. Зато, например, до 30 июня действовала установленная российскими властями система квот и высоких пошлин на экспорт сверх квот на зерно. До декабря, как минимум, действуют аналогичные квоты на экспорт удобрений. Если кто-то и мешает российскому экспорту по этим направлениям, то исключительно само российское правительство», – комментирует сайту «Утро Февраля» ситуацию с экспортом российского продовольствия эксперт Института экономической политики имени Гайдара, экономист Сергей Жаворонков.

Еще одна претензия российской стороны касательно выполнения зерновой сделки, подписанной в Стамбуле, – это география отправки судов из украинских портов. Мол, в страны ЕС ушло аж 1,2 миллиона тонн зерна – более трети всей продукции.

«География отгрузок в рамках черноморской инициативы показывает, что почти половина всех поставок идет в страны с высоким уровнем дохода, а в беднейшие государства, которые в состоянии продовольственного кризиса, отправлено всего шесть судов из 136, то есть 4% с грузом чуть более 250 тысяч тонн», – говорит Небензя.

Подобное неудовольствие ранее высказывали и глава российского МИД Сергей Лавров, и президент России Владимир Путин. Однако подобные заявления выглядят больше поиском повода для выхода из сделки, нежели обоснованными обвинениями.

«Украина не брала обязательств экспортировать зерно куда-то конкретно. Речь шла о том, что при разблокировке экспорта, а он по итогам 2021 года в Украине значительный – 14 миллионов тонн, это было пятое место в мире среди экспортеров, в этом по понятным причинам будет меньше, но все же, цены упадут. Попытки придумать по ходу дела новые «хотелки» – это стиль путинской дипломатии. Атаки на порты совершенно нельзя исключать, вспомним обстрел зернового терминала Одессы на следующий день после подписания соглашений в Стамбуле», – говорит эксперт Института экономической политики имени Гайдара, экономист Сергей Жаворонков.

Чего добивается Россия?

За чуть менее чем два месяца действия зерновой сделки из украинских портов вышло 136 судов с общим количеством продовольствия свыше трех миллионов тонн. 52 корабля отправилось в Турцию, 22 – в страны Азии, 48 – в Европу и 12 – в Африку. Такие данные приводят в ООН.

Инфографика: «Утро Февраля»

Стамбульские соглашения объективно выгодны каждой стороне. Для Украины – это шанс приблизить экспорт аграрной продукции к довоенным показателем, а значит, обеспечить в страну приток валюты. Кроме того, это еще и возможность разгрузить заполненные хранилища под новый урожай. Для Европы – это обеспечение стабильности цен на продовольствие на мировом рынке. Для стран Африки и Юго-Восточной Азии – гарантия наличия сельхозпродукции. Для России – защита от санкций ее экспорта продовольствия и удобрений, который является одним из столпов экономики государства. Однако последняя в который раз руководствуется не экономической, а политической целесообразностью.

«Мы видим, что разблокирование украинских портов сняло резкий вопрос голода для стран Африки и Ближнего Востока. В данном контексте, если Украина и ее международные партнеры говорят о необходимости расширения номенклатуры зерновых соглашений, например касаемо того же металла, то российская сторона, понимая, что зерновые соглашения мешают ей шантажировать весь мир, пытается максимально вставлять палки в колеса, на международном уровне говорить об их неэффективности, придумывать разные другие причины.

Выход России из зерновых соглашений, который она пытается реализовать под любым предлогом, невыгоден абсолютно никому, кроме РФ, которая стремится продолжить обстреливать объекты инфраструктуры Украины, в том числе и порты. Конечно, проиграют страны Африки, страны Ближнего и Среднего Востока, ООН и сама Украина», – говорит кандидат политических наук Алексей Буряченко.

В условиях, когда боевые действия складываются не в пользу России – Украина перешла в успешное контрнаступление, а газовый шантаж не удался, Кремль воспользовался последним рычагом давления – продовольственной сделкой, намереваясь повлиять на Запад в части санкционного давления и поддержки Украины.