Журналист Александр Баунов анализирует закон о мобилизации.
Главный пункт путинского указа о частичной мобилизации 8-й: «Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации обеспечить призыв граждан на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в количестве и в сроки, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации». То есть число призванных и срок службы будет определять Шойгу в зависимости от своих потребностей и умения распоряжаться личным составом. Пока он потребовал 300 тысяч человек. Ну и для контрактников тот пункт, который про то, что контракт автоматически продлен до конца мобилизации и уйти нельзя.
С этого момента «спецоперация» официально превращается в войну. А учитывая, что война с самого начала была ассиметричной, – против менее крупного и более слабого противника, это констатация реальной силы и реального масштаба России. Проекция Меркатора опять подвела.
Ну и, разумеется, это переход к войне, которую «нельзя проиграть». Гибель обычных граждан, а не военных профессионалов, на проигранной войне обычно политикам не прощают. Но ее еще можно остановить. Либо быстрыми, жесткими и трезвыми договоренностями, которые не будут приятны никому, начиная с самой России. Либо ждать каких-то процессов внутри России, дорого оплачивая время ожидания.
В любом случае период пассивного, созерцательного героизма, которым российский политический режим удовлетворял рвущееся наружу и не находящее политического выхода чувство самоуважение граждан, закончен, теперь от них потребуют жертв. Это, конечно, нарушение прежних негласных договоренностей, а такие нарушения требуют и больше репрессий.