ghost
Остальное

Дагестан начал похороны империи

Фото: AP
27 сентября, 2022

Будущие авторы, которые станут изучать историю новой российской революции, с полным основанием смогут утверждать, что началась она в Дагестане. То, что сейчас происходит в этой республике и шире на Северном Кавказе, показывает, в какой тупик завел себя режим Путина.

Надо вспомнить, что долгое время именно чеченцы и дагестанцы казались самой надежной опорой диктатора, его преданными верными нукерами, готовыми по мановению его руки броситься на любого, на кого он укажет. И что мы видим? Дагестанцы, не только женщины, что еще как-то было бы понятно, но и молодые мужчины открыто выступают против мобилизации, объясняя это тем, что это «не наша война», смело вступая в столкновения с полицией и не реагируя на ее стрельбу в воздух. В этом дагестанские полицейские как раз поступают мудро. Если они сейчас начнут стрелять по своим решительно настроенным землякам собравшимся на митинг в Махачкале, кончится для них это очень плохо…

«Это Россия напала на Украину!» — кричат дагестанские женщины какому-то господину, пытающемуся донести до них позицию «партии и правительства» в этом вопросе.

Путинский сатрап Чечни Рамзан Кадыров в своей вотчине даже и не пытался проводить «могилизацию», объяснив это тем, что его «республика», дескать, уже перевыполнила все планы по поставкам пушечного мяса на 254%. Серьезно? А Бурятия, тот же Дагестан, Тыва — недовыполнили?..

На самом деле все проще. Кадыров просто начал готовиться к провозглашению независимости Чечни, а для этого ему нужно сохранить хотя бы часть своего военного резерва, особенно с учетом того, какое количество кровников живет на подконтрольной ему территории… И Путин, естественно, не пикнет по поводу новой сепаратистской инициативы своего ставленника.

Точно так же, как не пикнул Путин и задолго до нынешней войны еще в апреле 2015 года. Тогда ставропольские полицейские, преследуя преступников, попытавшихся укрыться на чеченской территории, пересекли административную границу Чечни и вторглись в ее священные пределы. При попытке задержания одного из беглецов в Ленинском районе Грозного полицейские из соседнего региона застрелили его.

Кадыров тогда публично объявил, что впредь этому не бывать! По его словам, теперь российские силовики перед тем, как пересечь границу (напомним, формально административную!) Чечни с территории любого другого субъекта Российской Федерации, должны запросить на это разрешение у чеченских властей, то есть у него самого. «Я вам официально заявляю, если без вашего ведома на вашей территории появляется, не имеет значения, будет он москвич или ставропольчанин — открыть огонь на поражение», — заявил тогда хозяин Чечни на совещании со своими силовиками. Кадыров разрешил стрелять по участникам несогласованных спецопераций — РБК (rbc.ru).

Путин, который снимает глав регионов с их должностей за гораздо меньшие грехи, подписавший к тому времени закон об уголовном наказании даже обсуждения темы отделения от России какого бы то ни было региона, будто воды в рот набрал и никак не отреагировал на то заявление Кадырова. Таким образом кремлевский дуче тогда фактически молча признал экстерриториальность Чечни в составе России.

Путин превратил Кадырова в абсолютного правителя на своей территории, ему позволяется делать заявления по внешней политике, что не дозволено другим главам российских регионов, ему прощались любые грехи только ради трех вещей. Во-первых, формально Чечня должна числиться субъектом РФ. Во-вторых, ее правитель должен подчиняться (впрочем, как видим, далеко не во всем) лично Путину. В третьих, в любой момент Кадыров должен поставлять Кремлю определенное количество наемных киллеров, а также всегда держать наготове пару десятков тысяч абсолютно преданных и готовых на все нукеров. Однако последний пункт этого их договора, также сейчас не выполняется. Теперь хозяин Чечни, а не какой-то там Путин определяет, сколько чеченцев надо отправлять на убой на войну за цели Путина в Украине и отправлять ли их вообще.

Можно не сомневаться, Путин утрется и в этот раз. У него просто нет выбора. Ну, не начнет же он третью Чеченскую войну, в то время как напрягает все силы ради победы в Украине?..

Слухи о том, что чеченцев могут использовать для подавления протестов в Дагестане — не более чем слухи. Не будут. Во-первых, потому что дагестанцев вдвое больше, чем чеченцев. Во-вторых, потому что чеченцы действительно точат зуб на жителей Дагестана, которые принимали активное участие во второй Чеченской войне на стороне федералов. В связи с этим попытка использования чеченских отрядов в Дагестане для подавления тамошних протестов против мобилизации, мгновенно приведет к войне между двумя этими республиками. Не введут в Дагестан и российских силовиков — это привело бы к еще большему социальному взрыву в республике. Да и вводить уже некого — все ушли на фронт.

Это значит, что Путин будет постепенно терять контроль над Дагестаном. Над Чечней он его давно потерял. Да, собственно, передача в свое время этой республики в кормление Кадырову по умолчанию и предполагала его абсолютную власть в Чечне, а значит, и неизбежную ее суверенизацию.

Таким образом путинская война в Украине привела к том, что две крупнейшие северокавказские республики сейчас просто уплывают из России, и правитель Кремля ничего с этим поделать не может. Ввести войска и подавить бунт кроваво уже не сможет. Тихо пересидеть дагестанский бунт, как он это делал во время массовых мирных протестов в Москве в 2012-м или в Хабаровске в 2020 году, у Путина теперь тоже не получится… Хотя бы потому, что дагестанцы бунтуют отнюдь не мирно. Они готовы к силовому сопротивлению мобилизации и уже его оказывают, заодно демонстрируя мастер-класс остальным россиянам, которые рано или поздно тоже вспомнят старый добрый лозунг:

«В борьбе обретешь ты право свое!».