Представитель президента в Конституционном суде Федор Вениславский по этому поводу отметил: «Сейчас мы понимаем, что враг сосредоточился на строительстве фортификационных укреплений на территориях, которые он временно контролирует. Переход в контрнаступление — значительно более сложная задача, чем оборона. Поэтому мы должны осознавать, что освободить всю территорию Украины в течение ближайшего месяца мы вряд ли сможем».
До сих пор военное положение в Украине вводили сроком на один месяц, а затем продлевали. Собственно, это обычная процедура во время войны и ничего, кроме этого самого положения, она не означала. Теперь иное дело. Три месяца – это конкретный срок, но вряд ли стоит искать какой-то тайный смысл в том, что он истекает 23 августа, как раз накануне Дня Независимости Украины. Украинцы, в отличие от россиян, лишены страсти все на свете приурочивать к той или иной дате. Да и зачем побеждать врага именно в этот день? Пусть лучше у украинцев в дальнейшем будет два праздника вместо одного.
Конечно, защитники Украины сделаны не из железа. Они гибнут, получают раны, наконец, банально устают – одним словом, им нужна смена. Поэтому параллельно продлеваются и сроки мобилизации, благо в Украине, в отличие от России, в желающих отправиться на фронт недостатка нет.
Реальны ли такие сроки и не придется ли продлевать военное положение еще раз, а быть может, и не раз?
Военные эксперты полагают – вполне реальны. Олег Жданов называет эту войну «войной на месяцы, но не на годы». Его коллеги указывают такие сроки: в лучшем случае война продлится до конца лета, в худшем – до конца года.
Впрочем, не нужно быть военным экспертом, чтобы заметить очевидное. Россия становится все слабее, все силы, которые она могла использовать в Украине, уже использованы, а от мобилизации, даже если ее все-таки провести, быстрого эффекта ждать не стоит. Напротив, Украина становится все сильнее, ее бойцы постепенно не торопясь отвоевывают утраченные территории (например, за последние две недели были освобождены 23 населенных пункта в Харьковской области). И это – еще до получения американского оружия по ленд-лизу. А это оружие, как сообщают журналисты, но пока еще не подтверждают политики – уже плывет в Украину целыми кораблями.
Очевидно, что события могут развиваться в этом направлении быстрее или медленнее, однако до самого конца войны ни в каком другом направлении уже не пойдут. А в распоряжении Офиса президента, видимо, есть аналитики, способные рассчитать и скорость этого развития.
Между тем военное положение – это не только особый правовой режим, но и, помимо прочего, существенные экономические потери, поэтому никакое правительство не заинтересовано затягивать его сроки сверх необходимого. Очевидно, в данном случае необходимыми сочли те самые три месяца. Впрочем, Вениславский оговорился: «Если до этого удастся освободить Украину, то мы просто отменим военное положение». Если украинская власть в нынешних условиях позволяет себе подобный оптимизм – у нее, видимо, есть основания для этого.
Для рядовых украинцев продление военного положения ничего не изменит. Люди будут просто продолжать жить и работать, как привыкли — под сигналы тревог.