ghost
Остальное

Недовольство российской элиты Путиным и войной: насколько все серьезно?

фото: kremlin.ru
26 мая, 2022

Какие настроения сейчас царят среди российской верхушки — легко догадаться, даже не читая аналитику по этому вопросу. Мало кому может нравиться «маленькая победоносная война», которая на практике не дала никаких результатов, привела к огромным потерям и которой конца краю не видно. А бизнесмен бывает доволен санкциями только в одном случае: если это санкции против его конкурентов.

  • Насколько все серьезно и к чему приведет недовольство
  • Кого опасаться Путину?
  • Игрушечный заговор

Но насколько серьезно это недовольство? И может ли оно подтолкнуть к каким-то практическим действиям?

Казалось бы, на второй вопрос сам собой напрашивается отрицательный ответ: если бы такие действия были в принципе возможны, их бы за три месяца войны наверняка кто-нибудь предпринял. Однако давайте не будем спешить с выводами и послушаем, что говорят осведомленные люди.

Известный журналист-расследователь Христо Грозев полагает, что сейчас среди российской силовой элиты существуют две группировки, и обе недовольны положением дел: «партии мира» не нравятся сама война и связанные с ней санкции, а «партии войны» — то, что Россия воюет слишком вяло (орудием этой партии журналист считает Игоря Гиркина-Стрелкова). «Мне кажется, что та часть силовиков, которая хочет прекратить войну, ждет «инструмента». А «инструментом» должен быть все-таки формально народ, который должен выйти на улицу. Матери должны быть, супруги должны выйти. И ими будут как-то пользоваться эти силовики, которые хотят прекратить войну», — говорит Грозев, не уточняя, готова ли «партия мира» поддерживать такие протесты, например, финансово.

А вот крупный бизнес, пострадавший от санкций, платить готов, но не организаторам массовых акций. По словам премьер-министра Канады Христи Фриланд, российские олигархи осуждают российскую агрессию против Украины, но боятся репрессий со стороны Кремля. Поэтому олигархи предлагали Фриланд сделку: они отдают существенную часть своих активов в фонд послевоенного восстановления Украины, а взамен с них снимают санкции. Впрочем, даже такой шаг вряд ли вызовет одобрение Путина. Так или иначе, и здесь нет речи о каком-либо выступлении против власти, а тем более о ее свержении.

Этот же вопрос подробно исследовало издание «Медуза», используя свои источники, близкие к власти. По его данным, после крайнего пессимизма в начале войны российская элита перешла к умеренному оптимизму, но затем вновь вернулась к пессимизму. «Медуза» согласна с Грозевым в том, что и сторонники, и противники войны недовольны лично Путиным и рассматривают возможные варианты замены для него. Называются имена Сергея Собянина, Дмитрия Медведева и Сергея Кириенко. Впрочем, это недовольство имеет платонический характер – непохоже, чтобы кто-то действительно планировал ликвидацию Путина или его отстранение от власти. Скорее, предполагается его уход по состоянию здоровья.

Того же мнения придерживаются и в американской разведке. В этом ведомстве отмечают, что за два с лишним десятилетия пребывания у власти Путин укрепил свои позиции настолько, что в кратковременной перспективе его падение представляется маловероятным. А народное мнение не заставит российского диктатора изменить свою позицию, в том числе и по поводу войны, считают разведчики.

А вот их британский коллега, бывший глава Ми-6 Ричард Дирлав полагает, что уже в 2023 году Путин не будет президентом России, и не факт, что он вообще доживет до этого года. Дирлав прогнозирует, что Путина «отправят в санаторий, из которого он уже не выйдет в качестве лидера России». Его вероятным преемником британский эксперт видит секретаря Совета безопасности Николая Патрушева – представителя «партии войны», то есть такая замена не несет ничего хорошего ни Украине, ни остальному человечеству.

Политолог Станислав Белковский считает, что, по крайней мере, со стороны генералов Путину опасаться нечего: «Военная элита в России, особенно со времен уничтожения титульных игроков Иосифом Сталиным в конце 1930-х годов, полностью подчиняется политической. Военные делают и говорят то, что хочет услышать и получить от них политическое руководство в лице Путина». Кстати, этот эксперт еще в апреле отмечал: «Близкое окружение Путина понимает, что при нынешнем президенте кардинально отношения с Западом уже не изменятся. В этом смысле призрак дворцового переворота витает над Кремлем и путинской резиденцией в Ново-Огарево. Вопрос лишь в том, какова возможная технология этого переворота, она пока не сформулирована». Иначе говоря, бояться диктатору нужно не генералов, а как раз тех людей, которыми он сам себя окружил. Впрочем, эти слова были произнесены полтора месяца назад, а с тех пор никакого переворота не произошло.

Профессор Чикагского университета Константин Сонин предлагает возможное объяснение того, почему переворота до сих пор не было. По его мнению, каждый в окружении президента боится погибнуть в той сумасшедшей грызне за власть, которая начнется после ухода Путина. При этом ни один из них, включая Патрушева, не обладает достаточной силой, чтобы в одиночку взять власть, сменив Путина. Но Сонин тоже согласен с тем, что практически вся российская «знать» недовольна нынешним президентом: «Конечно, элиты были бы рады, если Путина можно было бы сменить разом на кого-то. Практически кто угодно был бы лучше, чем то, что творится сейчас». Вероятный выход он видит в установлении коллективного руководства (как это было и после смерти Сталина, и после смещения Хрущева), однако и оно должно формироваться вокруг какой-то центральной фигуры. И здесь Сонин называет все те же три имени: Кириенко, Медведев, Собянин.

Политолог Александр Морозов считает верхушечный заговор против Путина маловероятным, поскольку большая часть российской элиты в основном согласна с Путиным, и если недовольна, то не самой войной, а тем, как она ведется (впрочем, с последним утверждением можно было бы поспорить), а это плохая основа для заговора.

Вспоминается старая шутка о шести парадоксах советского строя – последний из которых, как известно, состоит в том, что все недовольны, но все голосуют «за». Сейчас на российском Олимпе сложилась похожая ситуация. Одобряют ли там Путина и войну? Нет, по большей части не одобряют, но согласны терпеть то и другое. Одни боятся самого Путина, другие – того, что начнется после него.

Поэтому, если переворот в России будет, то вряд ли сегодня или завтра. А будет ли он вообще – это, скорее всего, решится на полях сражений в Украине.