ghost
Остальное

Не только Донбасс, или план аннексии Приднестровья

Приднестровье
23 апреля, 2022

В пятницу российское Минобороны в лице и. о. командующего войсками Центрального военного округа (ЦВО) Рустама Миннекаева назвало цели объявленного в начале недели второго этапа «спецоперации». Это первое официальное заявление, из которого напрямую следует, что российская армия хочет установить территориальный контроль не только над Донбассом. Мы писали об этом вчера.

Эти «новые цели» включают:

  • полный контроль над Донбассом;
  • сухопутный коридор в Крым;
  • возможное установление контакта по суше с Приднестровьем.

И второй, и третий пункты в заявлении Миннекаева — новые и важные.  До сих пор высокопоставленные российские официальные лица не делали заявлений о намерении обеспечить сухопутный коридор в Крым — то есть сохранить контроль над Херсонской и южной частью Запорожской областей Украины.

С момента начала войны многие страны,  в особенности те, которые граничат с Россией, Украиной и Беларусью, начали задумываться о своей безопасности. Стало понятно, что под угрозой путинской агрессии могут оказаться не только ближайшие соседи, но и другие государства, к которым режим традиционно проявлял повышенные интерес. Из всех государства, граничащих с Украиной, в самом уязвимом положении  оказалась Молдова. Она  единственная из всех украинских соседей на западе не является членом ни ЕС, ни НАТО.

В Молдову хлынуло огромное количество беженцев из Украины и сейчас экономика Молдовы с трудом справляется с этим наплывом. При этом у этой республики есть одно слабое место, которое делает её крайне уязвимой перед Россией в случае потенциальной агрессии — этим местом является так называемое пророссийское Приднестровье. Эта “республика” является первым самопровозглашенным образованием на территории бывшего СССР, население которого, в основном, является русскоязычным и имеет пропутинские настроения. За 30 лет существования так называемой “Приднестровской Молдавской Республики”, которую категорически не признаёт Кишинёв, Российская Федерация так и не признала её независимость, но при этом большинство жителей региона продолжают на это надеятся. В течение долгого времени находились разные поводы для подпитывания подобных надежд — это и признание путинским режимом Абхазии с Южной Осетией в 2008 году, аннексия Крыма в 2014 и признание так называемых “Луганской” и “Донецкой” народных республик. 

Долгое время эксперты считали не совсем корректным сравнивать ситуацию с перечисленными выше “государственными образованиями” с тем, что происходило в Приднестровье. Теперь, когда путинские войска ведут активные боевые действия на Юге Украины, возникает логичный вопрос:  где и когда собирается остановиться Владимир Путин? Из последних важных внутренних новостей Молдовы здесь важно отметить, что власти так называемого “Приднестровья” осудили заявку официального правительства на членство в ЕС, назвав её последней точкой в попытках урегулировать конфликт и попросили международного признания независимости региона (Заявление МИД ПМР в связи с обращением РМ о вступлении в ЕС | Министерство иностранных дел). При этом здесь важно отметить, что на территории Молдовы, которую контролируют сепаратисты, расквартирован российский военный контингент, который по приказу Путина может начать наступление как на Украину, так и на Кишинёв. Официальные власти республики, однако, отрицают подобный сценарий и не разделяют опасений части населения страны и мирового сообщества. “Российское военное присутствие в Приднестровском регионе — это полторы тысячи военнослужащих, которые, за исключением пары десятков человек высшего командного состава, — это местные жители, уроженцы Молдовы с российскими паспортами, нанятые по контракту. У них здесь семьи, дома, жизни, и понятно, что эти люди не хотят войны”, — уверен бывший вице-премьер Молдовы по переговорному процессу с так называемым “Приднестровьем” и соучредитель Ассоциации “Инициатива за Мир” Александру Фленкя.

Что касается сепаратистских властей, то они, довольно неожиданно для многих, заняли жесткую нейтральную позицию. Одновременно с этим руководство так называемого “Приднестровья” старательно избегают слов “война” и “спецоперация”, называя происходящее в Украине “ситуацией” и “испытанием”. В данном случае власти оказались в очень сложном положении, когда надо выбирать между продолжением традиционно пророссийского курса в политике и серьёзными экономическими последствиями лично для себя и для региона. Сергей Широков, приднестровский политолог и бывший советник председателя Верховного совета так называемого “Приднестровья” допускает развитие любого сценария. “Граница между Россией и Западом может сейчас пройти по Днестру. Вопрос, будет ли это границы с железным занавесом или свободным переходом?” — сказал он в комментарии New York Times.

Как бы ни развивались события дальше, многолетняя плотная дружба с Москвой сейчас оказывает сильное влияние на принятия решений со стороны сепаратистского правительства. На этом фоне президент Молдовы Майя Санду признала, что страна не чувствует себя в безопасности с момента начала войны в Украине («У нас большая повестка в отношениях с Россией»: интервью с новым президентом Молдовы Майей Санду — BBC News Русская служба). “Из всех европейских стран Молдова ближе всех находится к театру военных действий. Взрывы под Одессой были слышны на окраинах Кишинёва. Безусловно, напряжение в обществе было большим. Но сейчас панические настроение спадают” — говорит в интервью Би-би-си Александру Фленкя, бывший вице-премьер Молдовы. Молдова находится под большой угрозой и может стать следующей жертвой путинской агрессии в силу своей географической уязвимости. “Власти Молдовы, судя по всему, приняли решение быть аккуратными в формулировках, но не в оценках. Оценки даны однозначные: мы наблюдаем агрессию против Украины, и Молдова призывает к незамедлительному миру. Но от резких заявлений правительство и президент страны стараются воздерживаться” — продолжает Александр Фленкя (Приднестровье как новый Донбасс? Молдова не хочет стать следующей мишенью России — BBC News Русская служба).

Несмотря на всю аккуратность занимаемой позиции Молдовы, вчера стало ясно, что и она (по крайней мере та её часть, которая именуется “Приднестровьем”) может стать жертвой путинской агрессии. Судя по словам Рустама Миннекаева,  российская армия собирается взять под полный контроль не только территорию Донбасса, как это сообщалось ранее, но также и весь юг Украины.  Он также рассказал о том, что на территории Молдовы и так называемого “Приднестровья” якобы стали учащаться случаи притеснения русскоязычных граждан. Большая часть мирового сообщества расценила это высказывание как угрозу в адрес Молдовы и посягательство на её территориальную целостность. 

Тем не менее правительство Молдовы немедленно отреагировало на слова Миннекаева  о притеснении русскоговорящих граждан Молдовы, назвав их “неприемлемыми” и “необоснованными”. Также руководство страны потребовало уважать нейтралитет Молдовы и воздержаться от заявлений, которые ведут к обострению ситуации. 

Путинские войска с трудом ведут бои на территории юго-востока и юга Украины и в ближайшие недели они едва ли смогут подойти к Одессе, не говоря уже о границе с Молдовой. “Приднестровцы не пойдут разворачивать российские танки, но и принимать участие в войне они тоже не будут. Приднестровье — очень маленький регион, который зависит как от Молдовы, так и от Украины. У каждого приднестровца есть родственники либо здесь, либо там” — комментирует ситуацию бывший вице-премьер Молдовы Александру Фленкя. Даже пропутинское население этой сепаратистской территории просто хотели войти в состав России, но они точно не хотят стать участниками разрушительной войны.

ФОТО: Летиция Ванкон для The New York Times