ghost
Остальное

Путин и «бабушка Аня»: все пошло не так

7 мая, 2022

Давно замечено, что всяким символам свойственно отрываться от своих источников и начинать жить собственной жизнью. Об источниках со временем перестают даже вспоминать. Павлик Морозов в советское время считался героем, в постсоветское – мерзавцем, но в обоих случаях мало кого интересовало, что там, собственно, было с ним на самом деле. Кому важен деревенский подросток? Символ – другое дело.

Такая же судьба постигла и «бабушку Аню», которая с красным флагом встречала украинских военных, приняв их за россиян. Естественно, российская пропаганда не могли оставить без использования столь удобный символ – и вот уже пожилой женщине при жизни ставят памятник в Мариуполе (забыв, правда, заручиться ее согласием – ведь вовсе не факт, что обладатели авторского права одобрят этот шаг).

Фото: скрин видео.

С противоположной стороны линии фронта тоже не отстают. Анну Ивановну Иванову (во всяком случае, все источники называют ее именно так) объявляют символом (увы, в этой статье слово «символ» будет встречаться чрезмерно часто – без этого не обойтись) советского прошлого, которое преграждает путь развития современной демократической Украины. «Сами не жили – и вам не дадим!». Уже появилась карикатура, на которой женщина с советским знаменем отбрасывает тень – в виде старухи с косой.

А что же сама Анна Ивановна? Где она сейчас, как у нее дела? Что она думает обо всей этой истории?

Российские СМИ сообщают, что сын вывез ее в Россию, но украинские журналисты сумели выяснить действительное положение дел. На самом деле и Анна Ивановна, и ее муж сейчас находятся на украинской территории, в одной из больниц Харькова. Об их детях сообщений нет, но известно, что внук «бабушки Ани» находится в Польше. Это общая закономерность: жители восточной Украины предпочитают бежать от бедствий войны куда угодно, только не на территорию «братской» России.

Анна Ивановна подтверждает, что вышла с красным флагом навстречу украинским военным, приняв их за российских, чтобы убедить не разорять село. Если отвлечься от самой ошибки, то в ее поведении прослеживается строгая логика. Все-таки люди этого поколения воспринимают и Украину, и Россию как части СССР – и потому российская агрессия против Украины представляется им вдвойне абсурдной и чудовищной. В их понимании это значит фактически воевать с собственным народом. «Не стреляйте – мы же свои, советские!». Надежда, что красный флаг остановит агрессоров, конечно, наивна, но все же заслуживает уважения.

По крайней мере, быть благодарной оккупантам Анне Ивановне не за что – ее дом был разрушен обстрелом из российских минометов. «Паршиво, что Россия пошла на нас войной» — говорит она, и с этим сложно не согласиться. А вдвойне паршиво – то, что этих слов не услышат люди, которые открывают памятник «нашей бабушке Ане» и ее именем оправдывают ту войну, которая разрушила ее дом. Радует только то, что, по последним  данным, из ее семьи никто не погиб.

Слева направо: Дмитрий Галко, командир взвода 92 бригады ВСУ, муж Анны Ивановны, Анна Ивановна. Фото: Дмитрий Галко.

Путин, подобно Анне Ивановой, тоже «рожденный в СССР», вот только делает из этого совершенно другие выводы. Одни считают бывшие советские народы «братскими», то есть такими, между которыми нужно поддерживать добрые отношения (а что касается ссор – так между кем их не бывает?). Для других, взгляды которых и выражает Путин, народов вообще нет – есть земли. Те земли, которые принадлежали России (хотя в СССР, следуя логике, Россия принадлежала Украине ровно в той же мере, в какой и Украина – России), но теперь потеряны для нее, и их нужно вернуть любой ценой. А оставлять в живых население этих территорий не обязательно – их потом, если что, можно будет заселить еще кем-нибудь.

Среди людей старшего поколения широко распространен первый взгляд, но российскую государственную политику определяет второй. А эта политика ставит себе на службу какие угодно символы, в том числе и «бабушку Аню».

Что при этом будет с конкретной Анной Ивановной Ивановой? Украинцев этот вопрос, пожалуй, интересует, а вот россиян – вряд ли. Она свое дело уже сделала – теперь ей можно ставить памятники.