А вот Британия – другое дело. Практически с самого начала войны она заняла сторону Украины, за исключением отправки войск, конечно.
Бен Уоллес в этой речи позволяет себе гораздо больше эмоций, чем это принято в его стране – британцы вообще-то заслуженно слывут очень сдержанной нацией. Впрочем, зверства российской армии в Украине таковы, что даже самого сдержанного английского джентльмена вряд ли могут оставить невозмутимым. «Все профессиональные военные должны быть возмущены поведением российской армии», — говорит министр и требует отдать командование армии РФ под трибунал. Однако речь министра состоит не из одних эмоций – в ней есть как минимум два смысловых «узла».
Вот первый из них. «Международное сообщество осудило Россию за незаконное вторжение в Крым в 2014 году… Мы не признаем Крым российским, и постоянно говорим, что Россия должна покинуть суверенную территорию», — настаивает Уоллес. Можно не сомневаться: Лондон не будет считать российско-украинскую войну законченной, пока Крым не вернется под контроль Украины. Это вопрос технического характера, а принципиальный вопрос «чей Крым» в Британии считают решенным.
Второй узел важнее первого – он касается судьбы не только Украины, а всего мира. «Совершив вторжение в Украину, Путин, его окружение и генералы копируют фашизм, тиранию более чем 70-летней давности, повторяя ошибки тоталитарных режимов прошлого века», — говорит министр.
Суть проста: никаких договоренностей с путинской Россией быть не может, в представлении британцев она ничем не отличается от нацистской Германии. Чтобы понять, что для британцев означает нацизм, достаточно вписать в поисковик слово «Ковентри». Теперь Россия для Британии вне закона. О ней договариваться будут, а вот с ней – нет.
Будет ли Великобритания воевать за Украину? Сомнительно. Будет ли она всячески помогать Украине победить Россию? Да и еще раз да. И под победой в данном случае понимается не отход российских войск на те позиции, которые они занимали 23 февраля, а восстановление Украины в границах 2013 года. Что об этом думает Путин? Это интересует кого угодно, только не британцев.
Речь Бена Уоллеса показывает: на берегах Темзы уже решили, каким будет послевоенный мир. И для Украины место в этом мире будет, а вот для России… Возможно, да, но точно – не для путинской России.