ghost
Остальное

Российский дипломат Борис Бондарев: «Я просто не могу больше участвовать в этом кровавом, бестолковом и абсолютно ненужном позоре»

фото: Борис Бондарев
24 мая, 2022

Советник при ООН Борис Бондарев подал в отставку и выступил с критикой войны, которую Россия развязала против Украины. Дипломат дал большое интервью The New York Times, в котором рассказал о своем отношении к Путину, протесте других дипломатов и ситуации в России. “Утро Февраля” публикует перевод этого интервью.

  • Борис Бондарев сказал в интервью The New York Times, что ему стыдно за войну, которую начала Россия против Украины
  • Бондарев сказал, что хотя он и находится в меньшинстве среди российских дипломатов в отношении к войне, он не одинок
  • Борис Бондарев отметил, что война, которую развязал Путин, связана с попыткой российского президента остаться у власти

По мнению Бориса Бондарева, президент Путин мог развивать экономику России, но вместо этого превратил ее «в страну террора и тотальной угрозы миру».

Дипломат России в ООН Борис Бондарев стал наиболее популярным российским дипломатом, который публично раскритиковал войну в Украине с начала полномасштабного вторжения 24 февраля.

«За 20 лет моей дипломатической карьеры мне ни разу не было так стыдно за свою страну, как после 24 февраля 2022 года», – написал Бондарев по электронной почте своим коллегам.

«В то время как его яркое послание вряд ли дошло до большинства россиян, учитывая доминирование государства в СМИ, его отставка показала, что недовольство скрывается в российском чиновничестве, несмотря на фасад национального единства, над созданием которого работал Кремль», – пишет New York Times.

«Те, кто начинал эту войну, хотели только одного: навсегда сохранить свою власть, жить в помпезных дворцах, владеть огромными яхтами, наслаждаться безграничной властью», — рассказывает дипломат.

Отставка Бондарева, — пишет New York Times, — произошла в тот же день, когда президент Украины Владимир Зеленский рассказал мировым политическим лидерам, что им нужно пойти дальше, чтобы наказать Москву за вторжение в его страну. Выступая по видеосвязи на Всемирном экономическом форуме, украинский лидер призвал к максимальному усилению санкций, к тому, чтобы Россия была отрезана от международных сетей, а иностранный бизнес прекратил операции в России.

Анатолий Чубайс также ушел в отставку и покинул страну в марте из-за своей антивоенной позиции, но свой уход он не комментировал публично, — пишет The New York Times. Также уволилось несколько журналистов государственного телевидения, в том числе сотрудница, которая ворвалась со съемочной площадки прямой трансляции новостей с антивоенным плакатом. Против войны высказались также некоторые бизнесмены, в том числе банковский магнат, который сказал, что Кремль заставил его продать свои активы из-за его оппозиции войне.

В телефонном интервью из Женевы Бондарев заявил: хотя считает, что он находится в меньшинстве среди российских дипломатов за противодействие войне, он не одинок. Он знает нескольких дипломатов, которые тихо ушли в отставку после начала войны, хотя проверить это утверждение было невозможно.

«Есть люди — их не так мало — которые думают, так же как и я», — сказал Бондарев. «Но большинство до сих пор в плену пропаганды, которую они получают и которую они в частности и создают».

Кремль пошел на экстраординарные меры, чтобы заставить замолчать инакомыслящих. На государственном телевидении противников войны регулярно клеймят как предателей. Закон, подписанный Путиным в марте, наказывает за “неправдивую информацию” о войне —  то, что противоречит правительственной линии, тянет на 15 лет тюрьмы. Отчасти в результате ни один чиновник из правительства не высказывался публично против вторжения — до отставки Бондарева.

В то же время дипломат сказал, что ответственность за войну выходит за рамки личной ответственности Путина и включает сотрудников МИД РФ. Российские дипломаты, по его словам, были причастны к тому, чтобы создать впечатление, что президент может добиться легкой победы в Украине.

«Они неправильно поняли Украину, они неправильно поняли Запад, они в основном все поняли неправильно», — уточнил он, имея в виду взгляд Кремля на мир до вторжения. «Мы, дипломаты МИД, тоже виноваты в этом, в том, что не передали ту информацию, которой мы должны обладать, за то, что сгладили ее и представили так, как будто все было замечательно», — сказал он в интервью The New York Times.

Бондарев — член команды, который работал над вооружениями и разоружением в миссии России в Женеве, отметил, что видел вводящую в заблуждение информацию, переданную в Москву в последние недели.

«Вместо того, чтобы представить свой собственный анализ как можно более объективно вместе с вашими предложениями о том, как действовать дальше, мы часто представляли информацию, которая наверняка понравится», — уточнил он. Это был главный критерий.

В своем электронном письме коллегам Бондарев сказал, что «должен был уйти в отставку, по крайней мере, три месяца назад», когда Россия вторглась, но что он задержался, потому что у него были незавершенные семейные дела и он «должен был собрать свою решимость».

«Я просто не могу больше участвовать в этом кровавом, бестолковом и абсолютно ненужном позоре», — писал г-н Бондарев.

В интервью он сказал, что разочаровался в российской государственной службе еще до вторжения РФ в Украину, «когда мы еще не были такими изгоями», но, тем не менее, остался из-за достойной зарплаты и интересных рабочих поездок и людей, которых он встретил.

Российское государственное телевидение не сразу сообщило об отставке Бондарева, и Министерство иностранных дел не дало комментариев по мере приближения конца рабочего дня в Москве.  Бондарев, который указан в качестве советника российского представительства на веб-сайте Организации Объединенных Наций, подтвердил свою личность в видеозвонке с The New York Times, отправив фото своего дипломатического паспорта.

Борис Бондарев сказал, что больше всего его беспокоило на рабочем месте после вторжения беспечность, с которой некоторые из его коллег — российских дипломатов болтали о возможных ядерных ударах по Западу, хотя они работали в области контроля над вооружениями. На российском государственном телевидении комментаторы все чаще поднимают призрак ядерного конфликта, представляя боевые действия в Украине как прокси-войну Запада против России.

«Они думают, что если ударить по какой-то деревне в Америке ядерной боеголовкой, тогда американцы будут напуганы и побегут просить прощения на коленях», — отметил Бондарев, описывая комментарии своих коллег. «Так думают многие россияне, и я боюсь, что это и есть та линия, которую они передают Москве».

Он сказал, что, когда говорил своим коллегам,  возможно, они не хотят, чтобы их дети жили в «радиоактивных руинах», они смеялись и говорили, что «речь идет о ценностях», вторя г-ну Путину, который, пытаясь оправдать свое вторжение, часто описывал Россию как борющуюся за «традиционные ценности» против декадентского Запада.

Но Борис Бондарев также уточнил, что война, которую развязал Путин, была связана с попытками российского президента остаться у власти в условиях стагнации экономики растущего общественного недовольства, а также отсутствия идеологии для мобилизации масс.

«Как можно удержаться и сохранить власть?» — спросил он.  «Вы должны изобрести войну».

Также он подчеркнул, что  него еще нет четких карьерных планов. На портале по поиску работы Линкедин после заявления о своей отставке, он написал: «Предложения о работе приветствуются».