Для Москвы город стал фактически центральной точкой на Донбассе после того, как Кремлю пришлось снизить ставки и сосредоточить войска на востоке Украины. Северодонецк — важная точка опоры не только в плане военных перспектив, но и для пропаганды: одержать там победу = оправдать отказ от «победоносного» наступление на другие области Украины.
В середине марта Генштаб Украины заявил, что приоритетом российских войск стало усиление позиций на западных окраинах Северодонецка, обстрел позиций там осуществляли в основном силы так называемой ЛНР.
Ровно через месяц, в середине апреля, в ходе безуспешных атак на Попасную, Рубежное, Лисичанск и Северодонецк российским войскам «удалось» уничтожить почти всю городскую инфраструктуру, включая 90% жилого фонда.
30 мая стало известно, что оккупанты сначала зашли на окраины Северодонецка, а потом продвинулись вглубь города. На следующий день ВСУ смогли окружить город, но большая часть территорий все же была оккупирована россиянами. Хотя украинским военным и удалось отбить небольшую часть Северодонецка.
Сейчас в городе идут ожесточенные бои, для россиян задача №1 — ни в коем случае не утратить успех. Украинцам же новость о потере позиций традиционно скрасил советник главы Офиса президента Алексей Арестович. Но на этот раз не обошлось просто позитивными прогнозами. Арестович заявил, что ВСУ специально «сдали» город, чтобы разыграть успешное контрнаступление.
«Мы втянули российские войска в ловушку в Северодонецке, притворно «сдав» город. Сейчас российское командование пребывает в шоке. Они уже отрапортовали о взятии Северодонецка, когда наши войска нанесли жесткий встречный контрудар и сейчас мочат московских товарищей в мясо — несмотря на их превосходство в авиации и артиллерии», — отметил советник главы Офиса президента Алексей Арестович.
Сценарий «ловушки для российских войск» подтвердил и глава Луганской областной военной администрации Сергей Гайдай. Он рассказал, что украинскими силами была предпринята попытка штурма и ряд других локальных контратак. Гайдай уверен, что ситуация в Северодонецке может разрешиться в пользу Украины, хотя она и продолжает оставаться очень напряженной.
«Северодонецк держится и имеет все шансы на скорейшее освобождение. Защитники успешно проводят локальные операции, берут пленных, имеют все необходимое, чтобы гнать орков из областного центра», — рассказал глава Луганской областной военной администрации Сергей Гайдай.
В Москве заявляют, что, несмотря ни на какие военные хитрости Украины, Северодонецк практически полностью остается под их контролем. Хотя текущие бои официальные лица РФ пока комментируют неохотно.
Затрудняющий фактор
План Арестовича включает в себя одну очень сложную деталь, которая может существенно повлиять на расстановку сил в городе и области. Дело в гражданских, которые в относительно большом количестве продолжают оставаться в Северодонецке. Так считает австрийский военный аналитик Том Купер, который ведет колонку в издании «Новое время».
«По сути, русские захватили почти весь город, по крайней мере, вплоть до промзоны на западной его стороне. Основная причина: более 12 000 мирных жителей все еще находятся внутри, русские, как говорят, “заполнили улицы” своими танками, и поэтому украинцы не используют свою артиллерию для ответного удара как обычно. При этом отвод украинских войск идет медленно и методично, с целью задержать агрессоров и обеспечить эвакуацию всех мирных жителей, которые могут быть спасены», — пишет Том Купер.
В Национальной гвардии Украины сообщили, что во время уничтожения личного состава и складов боеприпасов армии РФ в Луганской области военные действуют максимально точечно. Это хоть и повышает шансы мирных жителей, все же может привести к потере времени, которого у ВСУ и так нет. Британская разведка считает, что в ближайшие две недели у России получится установить полный контроль над регионом.
Вопреки всеобщему мнению, что битва за «Азот» будет такая же ожесточенная, как и за «Азовсталь», это опасение не подтвердилось. Предприятие не представляет стратегического интереса для войск РФ. Однако оккупанты все равно обстреляли завод и повредили склад с метанолом.
Несмотря на то, что, по словам владельцев «Азота», там почти не осталось никаких химикатов, опасность там все же есть — это смерть гражданских. Именно на этом предприятии самые обустроенные бомбоубежища.
По информации местных властей, сейчас там находится 800 человек. А район промзоны, где расположен «Азот», еще контролируется украинцами, которые могут стать целью для вооруженных сил РФ.
Судьба Северодонецка во многом определит линию российской пропаганды на ближайшие несколько месяцев. Кремлю нужна немедленная победа, масштаб которой на сотый день войны уже не имеет значения. Федеральным каналам срочно нужно рассказывать о «защите» Луганской области в тех границах, которые были признаны.
Однако военный эксперт Юрий Федоров не разделяет мнения Британской разведки о том, что судьба Северодонецка и Луганской области уже решена. Он считает, что оккупацию всего региона может остановить река Северский Донец. Россияне хотят избежать там открытых столкновений, ведь месяц назад такой бой стоил им 400 жизней и стал самой масштабной потерей за всю войну. В этот раз подобного вряд ли получится избежать.
Также Юрий Федоров подтверждает, что так называемая намеренная сдача Северодонецка могла быть верным тактическим ходом. Его использовали, например, в Сталинграде, когда немцев пустили в город, а потом взяли в окружение.
«Прием, когда одна сторона загоняет другую в так называемую ловушку, очень часто используется в условиях войны. Поэтому слова Арестовича о намеренной “сдаче” Северодонецка не удивляют… Это может быть эффективно, потому что нападающая сторона почти всегда несет большие потери», — сказал военный эксперт Юрий Федоров.
Судьба Северодонецка и всей Луганской области должна решиться в ближайшие недели. Ясно одно: заявление Арестовича о «сдаче» города точно нельзя сравнить со спорным заявлением Зеленского касательно «эвакуации» пленных с «Азовстали». Поэтому остается надежда, что у Северодонецка еще есть шанс не стать новым Мариуполем.