В Москве такое положение вещей воспринимают даже не как угрозу, а как вызов. Новые сообщения о том, что Вооруженные силы Украины будут использовать на фронте суперсовременное снаряжение, заставляют Кремль активно думать, как этому противостоять с точки зрения военного дела. Но главным методом борьбы все равно остается банальное запугивание, Путин использует его в любой сложной ситуации.
Если Путин боится сам — он будет пугать других. И причин для беспокойства у него достаточно. Лондон намерен поставить Киеву ракетные системы M270 MLRS, которые по своим техническим характеристикам очень схожи с HIMARS, переданные Вашингтоном. Об этом заявил министр обороны Великобритании Бен Уоллес.
Однако разница все же имеется. Как пишет издание Politico, обе системы — американского производства, но та, что передали США, более легкая. Она передвигается на шасси и может разогнаться до скорости 80 км/ч. Неоспоримое преимущество HIMARS — это возможность открыть огонь и скрыться до того, как беспилотники обнаружат ее местоположение. M270 MLRS, которые передает Украине Великобритания, передвигается на гусеницах и из-за своей конструкции намного медленнее. Зато в отличие от HIMARS, эта ракетная система может выпустить не шесть, а двенадцать ракет, что тоже дает этому виду оружия некое превосходство.
По сообщениям европейских СМИ, к поставкам тяжелого вооружения готовится присоединиться Испания. Речь идет о зенитно-ракетных комплексах и боевых танках. Однако эти 40 танков нуждаются в ремонте и модернизации. Мадрид купил их у Германии в середине 1990-х и около десяти лет ими никто не пользовался. Украинцы будут осваивать эти машины в Испании и Латвии.
Не осталась в стороне и Греция. Министр обороны страны Никос Панайотопулос заявил, что количество передаваемых образцов является беспрецедентным. В списке — боевые машины, переносные зенитно-ракетные комплексы, различные реактивные снаряды, автоматы, патроны и противотанковые ракеты.
В Москве неоднократно настойчиво заявляли, что такие действия Запада будут иметь свои последствия. Публично Кремль выражал обеспокоенность тем, что Киев отдаст приказ атаковать новым вооружением территорию Российской Федерации.
На самом деле Украина на весь мир дала обязательства западным партнерам использовать снаряжение только для обороны. А все настоящие опасения Кремля сводятся лишь к ситуации на фронте и огромным потерям, которые нужно как-то скрывать от российского общества.
В Украине были готовы к провокациям, и они случились. Даже несмотря на то, что большая часть обещанной военной помощи еще в пути. Утром 5 июня несколько российских ракет попали по объекту в Киеве. Это был вагоноремонтный завод, который находится в непосредственной близости к одному из железнодорожных вокзалов столицы. Через него каждый день проходят тысячи гражданских.
Официальные лица заявили, что на этом заводе никогда не ремонтировали военную технику. Ни в мирное время, ни сейчас. А вот в России отчитались, что на предприятии якобы находились танки и другая военная техника, которую Запад передал ВСУ. Доступ к обстрелянному заводу получили украинские и иностранные журналисты. Выяснилось, что никакую военную технику там действительно не хранили.
Провокация случилась и в оккупированном Донецке. Там под обстрел попал жилой квартал в центре города. По российским федеральным каналам сразу же сообщили, что это удар со стороны «националистических формирований» или ВСУ. Сомнения закрались даже у лояльных к России жителей так называемой ДНР. Люди, прожившие в состоянии военного положения восемь лет, уже научились распознавать, откуда к ним летят снаряды.
Метод такой провокации — надежный и обкатанный. В основном он используется для запугивания людей и сталкивания лбами сторон конфликта. На этот раз целью провокации стала необходимость убедить Запад не «накачивать Украину оружием», потому что она стреляет в мирных граждан.
После угроз нажать красную кнопку, Кремль решил запугивать более точечно и на этот раз начать с Украины. Путин буквально пообещал, что за новое оружие страна подвергнется новым ракетным обстрелам.
«Если они будут поставляться, из этого мы будем делать соответствующие выводы и применять свои средства поражения, которых у нас достаточно, для того чтобы наносить удары по тем объектам, по которым мы пока не наносим», — заявил президент РФ.
Этот месседж несет в себе две задачи. Первая: напугать официальный Киев и заставить Зеленского пойти на попятную в вопросах западной помощи. Вторая: заставить страны-партнеры несколько раз подумать, прежде чем поставлять новое вооружение. Иными словами, у Украины должна сложиться иллюзия, что защищаться нельзя. В противном случае последствия будут необратимыми.
Создается впечатление, что после нескольких провокаций и новых угроз Кремля мир, наоборот, предпочитает активно объединяться вокруг Украины. Это одновременно и правда, и нет.
С одной стороны, в ходе развития войны некоторые страны действительно выражают все большую заинтересованность в помощи Украине. С другой — думать, что это консолидированное решение Запада, не совсем корректно.
Каждая отдельная страна принимает для себя решение, поставлять Украине вооружение или нет. С точки зрения политических интересов, это не то же самое, что предоставить гуманитарную помощь и жилье для беженцев. Каждое решение, касающееся именно помощи в обороне страны, имеет как политические баллы, так и последствия.
Белый дом, например, не боится шантажа Путина. И если США не испугались угроз ядерной войны, то и его заявление о том, что вся военная техника в Украине будет уничтожена, никак не собьет их с толку. Американские политические эксперты заявляют, что в США на помощи Украине зарабатывают политические очки. Сенаторы, которые захотят избраться в Конгресс, будут использовать свои связи с Киевом.
Однако кроме политических факторов, есть еще и экономические. Так называемая старая Европа — Италия, Франция и Германия хоть публично и поддерживают Украину в этой войне, сейчас не горят желанием поставлять ей тяжелое вооружение. А все из-за российских лоббистов, деятельность которых в Европе подкреплена сильной экономической зависимостью от России, особенно от ее энергоресурсов.
Но и Европа руководствуется не только этими мотивами, иногда преследуя собственные политические интересы. Это случилось и с Францией, с которой у Украины хорошие дипломатические отношения. Однако сейчас президент Эммануэль Макрон рассказывает всему миру о ста часах бесед с Путиным и предлагает сохранить его лицо. Кандидат политических наук, специалист по гибридным войнам Евгений Магда также считает, что причиной такого контраста тоже стали выборы во Франции.
«Все зависит от интересов и от того, как политические элиты той или иной страны к этому относятся. Например, Макрон. Ему, очевидно, было выгодно перед выборами дать Украине самоходные артиллерийские установки. То есть его политтехнологи посчитали, что ему это добавит голоса», — говорит Евгений Магда.
В сухом остатке оружие Украине поставляет меньшая половина стран Европейского Союза и НАТО. У каждой отдельной страны есть свои причины на отказ в военной помощи, часто подкрепленные рисками. А несколько последних дней показали, что западное вооружение, хоть и помогает украинцам на фронте, вызывает новый поток ненависти и бессилия из Москвы, которые перерастают в угрозы. Вероятно, от того, как в Киеве будут решать эту проблему, и зависит исход войны.