ghost
Остальное

Мариуполь на грани эпидемии

фото: Depositphotos
7 июня, 2022

Мариуполь может потерять еще десятки тысяч жителей — он находится за шаг от эпидемии холеры. Об этом заявляют в украинском Минздраве. В России пока официально не комментируют ситуацию, но готовят инфекционные отделения для своих военных в приграничных областях.

  • Из-за антисанитарии и отсутствия медицинской помощи в Мариуполе существует угроза эпидемии холеры, которая, по прогнозам, может унести жизни 10 тыс. человек
  • Из города не выпускают людей, называя эти меры карантином
  • В Ростове-на-Дону готовят инфекционные отделения для российских военных, которые въедут на территорию страны зараженными
  • В Минздраве Украины призывают эвакуировать людей из Мариуполя по «зеленым коридорам», одновременно заявляя, что общенациональной эпидемии не будет

 

Антисанитария + жара = вспышка холеры

В оккупированном Мариуполе от эпидемии холеры могут умереть более 10 тыс. человек. Об этом еще месяц назад заявил мэр города Вадим Бойченко. Главный риск в том, что большая часть оставшихся там жителей — это больные и пожилые люди, которым тяжело передвигаться.

«Оккупанты превратили Мариуполь в средневековое гетто. Так что смертность будет соответствующей. Без лекарств и медицинской помощи, восстановления водоснабжения и исправной канализации в городе вспыхнут эпидемии», — говорит городской глава Мариуполя Вадим Бойченко.

Главной причиной возникновения холеры является антисанитария. В захваченном городе не работает центральное водоснабжение и канализация, улицы превратились в болото, заваленное мусором и нечистотами. Лекарств в аптеках практически нет, большая часть больниц уничтожена.

В каждом дворе есть стихийные захоронения, а те трупы, которые находятся просто под завалами, разлагаются из-за жары. Из-за всего этого Азовское море и другие водоемы загрязняются с поразительной скоростью.

ВОЗ готовит вакцину

Холера — это острая кишечная инфекция, которая вызывает рвоту и диарею и может привести к обезвоживанию, вплоть до летального исхода. Она передается в первую очередь через воду или продукты.

В горсовете Мариуполя считают, что при самом оптимистичном сценарии холера может унести жизни 10% оставшихся людей. В реальных условиях жизни в городе, где распространение инфекции никто не останавливает, случаи заражения не фиксируют, а людям не предоставляют лечение, болезнь вызывает смертность на уровне 60%.

Об угрозе для тех, кто остался в Мариуполе, заявили и во Всемирной организации здравоохранения. Региональный директор по чрезвычайным ситуациям ВОЗ Дорит Ницан подтвердила, что сейчас готовятся противохолерные комплекты и вакцины. Она также напомнила, что около десяти лет назад в Мариуполе уже фиксировали случаи холеры из-за заражения рыбы в той части моря, куда попали канализационные стоки.

Теперь ситуация усугубляется многими факторами, в том числе и тем, что люди, оставшиеся в городе, имеют много проблем со здоровьем. Они связаны с недоеданием, ранениями, стрессом и отсутствием медицинского обслуживания, что в свою очередь вызывает обострения разных хронических заболеваний, особенно у людей преклонного возраста.

Цинизм ценой в десятки тысяч жизней

В Мариуполе уже фиксируется резкий скачок смертности среди населения. Информация об этом быстро дошла и до Киева, и до Москвы. При этом оккупационная власть сократила перечень людей, которые будут получать гуманитарную помощь. Теперь на нее имеют право только пенсионеры и те, кто не может работать. Огромной проблемой остается и нехватка питьевой воды — в природных источниках в течение лета она будет стремительно заканчиваться.

Советник мэра города Петр Андрющенко в эфире украинского телевидения заявил, что спасти Мариуполь от масштабной гуманитарной катастрофы и эпидемии холеры может открытие «зеленых коридоров» и полная эвакуация населения под международным контролем.

Однако вместо этого так называемая новая власть решила закрыть город на «карантин» и никого не выпускать. Лечить планируют только своих военных. Для них на родине уже готовят инфекционные отделения.

«Мы наблюдаем, как город закрывается. Кроме того, начала поступать информация, что российская сторона в Ростове-на-Дону подготовила уже отдельные инфекционные отделения, где они готовятся принимать своих военных, которые могут попадать по результатам этой эпидемии, и слово “холера” уже действительно звучит не только от ВОЗ, но и внутри города, внутри оккупационных властей и со стороны их кураторов», — отметил Петр Андрющенко.

О том, что сценарий вспышки эпидемии холеры более чем реальный, в Москве, конечно, знали. Еще в апреле Роспотребнадзор издал документ о профилактике этого заболевания в России. Особое внимание этому вопросу рекомендовали уделить приграничным регионам. Российские новостные агентства также еще месяц назад писали о том, что беженцев с оккупированного Донбасса при въезде на территорию РФ проверяют на многие инфекционные заболевания, в том числе и на холеру.

Холера и биолаборатории США

Главное управление разведки Украины еще в начале мая предполагало, что Кремль захочет воспользоваться ситуацией с холерой в свою пользу. В ГУР заявили, что власти устроят провокацию в приграничных районах России. Обвинят в попадании холеры на территорию страны Украину, а федеральным каналам расскажут о применении пресловутого украинского «биологического оружия».

Но пропагандисты не стали дожидаться удачного момента. Еще в середине мая Минобороны России сделало заявление, что США использовали Мариуполь в качестве регионального центра по работе с возбудителем холеры. Проходили эти исследования, конечно, в рамках военно-биологической программы Пентагона, документальные следы которой украинские военные не успели уничтожить.

Эпидемия — вечный спутник войны

Вспышки тяжелых болезней часто уносят больше жизней, чем оружие, применяемое в ходе какого-либо вооруженного конфликта. Тяжелая гуманитарная ситуация, разрушение больниц, высокий уровень миграции, общее снижение иммунитета населения, оккупация, отсутствие лекарств и низкая приоритетность болезней, не связанных с получением травм на фронте, — все это создает более чем благоприятную среду для развития разных эпидемий во время войны.

The Wall Street Journal в своем материале приводит несколько интересных примеров из истории. Так, во время наполеоновских войн от тифа и дифтерии погибло в восемь раз больше британских солдат, чем от боевых ранений. А во время Гражданской войны в США из-за болезней погибли около двух третей из 750 тыс. солдат.

И это не считая испанского гриппа, который бушевал в период Первой мировой войны. Испанка вообще считается самой смертоносной пандемией в истории человечества. С 1918 по 1920 год этим гриппом переболела почти треть населения планеты. Общее число погибших ученые не могут установить до сих пор, называя цифры от 20 до 100 млн человек. А в годы Гражданской войны в России только от тифа умерло более 700 тыс. человек.

Перспектива мирового гуманитарного кризиса

Вопреки тому, что гуманитарная катастрофа в Мариуполе теоретически может стать причиной эпидемии холеры по всей Украине, Минздрав призывает людей не паниковать.

Главный санитарный врач Игорь Кузин заверяет, что сейчас проводятся все профилактические действия: специалисты проверяют питьевую воду и анализируют образцы водоемов. Кроме того, в Украине есть вакцина от холеры, вот только жителям оккупированных территорий она, скорее всего, не достанется.

Вместе с этим, Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией ожидает, что война в Украине приведет к всплеску этих заболеваний в Восточной Европе и Центральной Азии. Все из-за того, что развитие этих заболеваний может сдерживать только постоянный прием лекарств и доступ к медицинской помощи. Отсутствие этих условий в Украине наряду с высочайшим уровнем миграции может привести к общемировому гуманитарному кризису.